Характеристика законодательной власти
Парламент (англ. parliament, от франц. parlement, от parler – говорить) – высший представительный орган власти.
Парламентаризм - система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении законодательного органа – парламента по отношению к другим государственным органам.
К сущности парламентаризма можно подходить исторически, прослеживая процесс формирования его функций и системы институтов, и функционально, суммируя его функции в политической системе общества и в соответствии с этим анализируя структуру власти парламентаризма и его правовые нюансы.
Парламент как собственно наименование для обозначения представительного учреждения применяется в большинстве развитых стран. В США и странах Лат. Америки он называется конгрессом, в Швеции – ригсдагом, в Финляндии – сеймом, в Норвегии – стортингом, в России – Федеральным собранием и т.д.
Различаются двухпалатная и однопалатная структура парламента. Государства с федеративной формой государственного устройства строят парламент по двухпалатной системе. Нижние палаты в двухпалатных парламентах и однопалатные парламенты всегда образуются путем прямых выборов.
Основными элементами внутренней организации палат парламента являются: 1) партийные объединения членов палат; 2) руководящие органы палат; 3) парламентские комиссии (комитеты).
Во многих странах существует регламент деятельности партийных объединений членов палат, устанавливается партийный минимум. Председатель палаты может быть как беспартийным, так и партийным. В руководящие органы палат входят, помимо председателей, их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели). Обычно руководящие органы палат формируются на пропорциональной основе.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.
Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно), необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.
Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.
Для большей эффективности и упорядоченности законотворческой деятельности парламент структурирован:
-
важным элементом в каждой из палат являются парламентские комиссии (комитеты), разрабатывающие основы законопроектов. Они бывают постоянными и временными и отвечают за определенное направление политики (например, комиссии по бюджету и ассигнованиям, по международным делам, по образованию, здравоохранению, экономическим вопросам и т.д.).
-
значительную роль в работе парламента играют фракции – группы, объединяющие в своем составе депутатов, избранных от определенной партии. Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, а так же на участие ее членов в дебатах по определению повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.
-
координировать действия различных политических сил призван председатель парламента (в англоязычных странах – спикер). Обычно он избирается на весь срок полномочий палаты и, кроме функции председательствующего, представляет ее во взаимодействии с другими органами, следит за расходованием финансовых средств и работой административного аппарата палаты.
Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические.
К внутриполитическим функциям парламента относят:
-
законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой выделяют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуждается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения;
-
представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом;
-
разработка и утверждение государственного бюджета;
-
контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти;
-
функция обратной связи осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями, с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.
Среди внешнеполитических функций парламента выделяют:
-
утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства;
-
ратификация и денонсация международных договоров;
объявление войны, заключение мира и др.
- Определение и происхождение политики. Структура, виды, уровни политики
- Функции политики. Связь политики с другими сферами общества
- Политология, её предмет и объект. Структура и методы политологии
- Основные направления современной политологии
- Становление политологии как науки
- Функции политологии. Связь политологии с другими науками.
- Определение власти. Политическая власть
- Легитимность и легальность политической власти. Легитимация политической власти
- Функции и структура политической власти. Ресурсы власти
- Политические идеологии либерализма и консерватизма
- Либерализм
- Консерватизм
- Политическая идеология социализма
- Социализм
- Политические идеологии национализма, империализма и расизма
- Национализм
- Империализм
- Определение и структура политической системы. Модель политической системы д. Истона
- Модель политической системы д. Истона.
- Функции политической системы. Типология политических систем.
- Характеристика тоталитарного режима
- Характеристика авторитарного режима
- Характеристика демократического режима
- Определение и основные концепции происхождения государства
- Необходимые элементы и признаки государства. Функции государства
- Формы государственного устройства и правления
- Характеристика законодательной власти
- Характеристика исполнительной власти
- Премьер-министр министры
- Характеристика судебной власти
- Определение и происхождение политических партий
- Основные признаки, функции и структура политических партий
- Структура политической партии
- Официальная партийная организация
- Типология политических партий
- Сущность и разновидности партийных систем
- Определение выборов, их основные функции
- Избирательное право, его основные принципы
- Избирательный процесс, его основные компоненты
- Избирательные системы
- Сущность и принципы правового социального государства
- Определение и основные черты гражданского общества, его взаимодействие с правовым государством
- Содержание и структура политической культуры
- Типология политической культуры
- Сущность политического конфликта. Типология политического конфликта
- Политический кризис: типы и виды
- Сущность и структура политического процесса. Субъекты политического процесса
- Политическое лидерство. Политическая элита
- Внешняя политика
- Политическое поведение и политическое участие. Абсентеизм
- Система международных отношений
- Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.
- Субъекты международных отношений
- Геополитика
- Средства массовой информации и их влияние на политическую сферу общества.