logo search
Экзамен по политологии

24) Авторитаризм и тоталитаризм: понятие, сущность типология

Полит режимы диктатор типа

Авторитар режим - “компромисс” между тоталитар и демократ полит реж-ми.

Авторитар режим - гос-полит устройство общ-ва, где полит власть осущ-ся конкр. лицом (классом, партией, элитной гр) при минимал участии народа.

Авторитаризм содержит в себе определен реформатор возможности. Вполне совместим с экономич, соц, культур, религ, а частично и с идеологич плюрализмом.

Распоространен в развивающ странах: Африка, Азия, в Европе только в Беларуссии, Латин Америка, Китай, Тайвань, Вьетнам, Ср Азия, Армения, Грузия, Мексика, Чили.

Выделяют авторитар традиц режимы олигарх типа и гегемонист А новой олигархии: в 1- власть в руках нескольких богатейших семей-Лат Америка,во 2-результат национал-освободит движений, когда вперед выдвигается национал буржуазия, опирающаяся на армию-Тунис, Алжир, Камерун, режимы воен диктатуры-Чили, Греция режим черн полковников, Иордания, Сауд Аравия.

По степени жесткости:

  1. где осуществл опора на репрессив аппрат и террор

  2. нет открыт опоры на насилие, сущ либерализм в организации гос. вертикали-Сев. Корея.

Авторитаризм отличается от тоталитаритаризма:

1) А не имеет един и обязат для всех идеологии, допускает огранич плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не явл актив противником режима: не обязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть, при А центр роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

2) при Т контролируются все сферы обществ жизни, для А характерна намеренная деполитизация масс, слабая политич информированность, не контрол к-ра, личн жизнь

3) авторитар диктатуры предпочитают сохранять традиц клас, сослов или племен перегородки, чуждые Т, к-рый разрывает традиц соц связи, превращает «классы в массы».

Тоталитаризм (лат. "TOTALIS" - весь, полный, целый) -полит режим, основан на стремлении руководства страны установить полн контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господств идее. Термин введен в 20-е гг. итальян ф-фом Джентиле, затем использ лидером итальян фашистов Муссолини. В 1929 «Таймс» употреб термин к ссср.

Появление возможно лишь на индустр стадии развития, при появл смк и взаимозависимости людей. Всегда держится на 1 идеологии и 1 партии. Соц база-маргиналы. Парадокс-его «творцом» явл народ, против которого он и оборачивается.

Психологич привлекательность-порядок. Привлекательность возрастает в период войн, революций, нестабильности.

Тоталитар явл режимы, при к-рых:

- есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенструктурой, часто сросшаяся с гос-вом и концентрирующая в себе реал власть в общ-ве; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз - от лидера, по пирамидальной схеме).

- доминирует роль идеологии.

- строится на монопольн контроле пр-ва и экономики, всех др сфер жизни, включая образование, сми.

- террористич полицейский контроль (никто не станет доказывать вину, чтобы убить).

Появление возможно лишь на индустр стадии развития, при появл смк и взаимозависимости людей. Всегда держится на 1 идеологии и 1 партии. Соц база-маргиналы.

Тоталитаризм:

  1. правый- национализм, фашизм

  2. левый-сталинизм, совет большевизм.

25. Тоталитаризм как феномен XX века, его разновидности

Личность утрачивает автономию и права, становится беззащит перед всесильн властью, попадает под тотальн контроль. Власть и народ мыслятся как целое. При абсолют отрешенности людей от власти она поддерживает их веру в то, что вождь выражает их интересы.

Лидер явл харизматич. Формируется номенклатур господств класс -опора тоталитар строя.

Господство идеологии и пол-ки проявл не только в соц сфере, но и экономике: этатизация хоз жизни; ограничение/полное устранение частн собственности, рыноч отношений, конкуренции; планирование и командно-административ методы управления. Монополия гос-ва на распоряжение всеми важнейшими обществ ресурсами и человеком.

Типология:

Правый -национал критерий (фашистские режимы Гитлера, Муссолини).

Фашизм впервые -Италия 1922 г. Тяготел к возрождению величия Рим империи, установлению порядка. Претендует очищение «народной души», обеспечение коллектив идентичности на культур или этнич основе, ликвидацию преступности.

Герман фашизм основывался на идеологии национал-социализма: смесь этатистских и националистич лозунгов, к-рые опирались на расист идеи Чемберлена о германцах как ядре «высшей» арийск расы и на утверждения Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением.

Левый– клас (соц) критерий (сталинизм).

Возник в коммунистич странах – СССР, Вост Европы, Азии (Китай, С Корея, С Вьетнам), Куба. Идеология марксизма-ленинизма: 1) возможность построения коммунистич общ-ва, в к-ром будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частн собственности и создания план экономики; 3) ведущую роль пролетариата в современ истории; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к нов общ-ву; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Соц основа -низшие классы - пролетариат. Все др классы явл менее прогрессивными, а некоторые реакционными. Политика направлялась на искоренение иных классов. На практике -ликвидация класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использ аппарата принуждения вплоть до террора.

Время Т в СССР: одни политологи - весь период советской истории, др- период правления Сталина (1929—1953), режим же, сложившийся после его смерти, определяют как посттоталитарный.

В Р большевики использ для прихода к власти требования земли и мира.

Ко 2-ому десятилетию ХХ века республика с ее демократ институтами не стала привыч формой. Отдельн гос-ва сохраняли монархию, иные недавно установили республик строй. Этим объяснялась тоска уставших от революций и войны народов по подобн монарху полит фигуре как объединит начале нации. И если в Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах граждан, то в Италии Муссолини этого сделать не смог из-за существования монарха, хотя и не игравшего большой роли.

В Испании Ф. Франко пытался возвыситься в обществ сознании испанцев до уровня свергнутого короля. Придя к власти, Франко восстановил монархию, но без монарха. В 1945 испан король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру, чем окончательно испортил отношения с Франко.

Т испытала на себе треть населения земного шара. В отдельн странах (С Корее) он существует и сегодня. Тоталитар режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов для достижения конкрет целей: победы в войне, индустриализации. Живучесть тоталитар системы объясняется наличием огромн аппарата соц контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.

Роль церкви. Попытки тоталитар режима устранить или сотрудничать с ней не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицат последствия Т были не столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия, Р).

Различия разновидностей Т выражены в их целях (коммунизм -возрождение империи- мир господство арийск расы) и соц предпочтениях (рабоч класс- потомки римлян- герман нация).

Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945-потерпел крах фашизм, и 1989-1991 -тоталитар режимы в Вост Европе и в СССР, постепенно претерпевавшие эрозию после смерти И. В. Сталина, рухнули окончательно.

В настоящее время тоталитарные страны уже не играют на миро­вой арене сколько-нибудь существенной роли. в совре­менном мире тоталитаризм не может обеспечить политические пред­посылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконку­рентная система власти.

  1. Понятие демократии: генезис, достоинства и недостатки

Демократия (древнегреч DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) - одна из основ форм устройства любой организации, основан на равноправ участии членов в управлении и принятии решений по большинству.

Черты:

- Суверенитет народа: народ выбирает представителей власти и может периодически сменять их.

- Периодич выборность основных органов гос-ва.

- Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства.

- Равенство прав граждан на участие в управлении гос-вом: свобода создания полит партий и др объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на инфо и участие в конкурент борьбе за занятие руковод должностей в гос-ве.

— население участвует в формировании и осуществл гос власти посредством прямой (референдум) и представит демократии (через представит органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— существование граждан общества с его развитой структурой;

— реал осуществление правов гос-ва;

— легитимность гос власти;

— “силовые” структуры находятся под демократ контролем общ-ва, использ только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— во всех сферах обществ жизни господствует закон;

— провозглашаются и обеспечиваются права и свободы чел-ка и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип “дозволено все, что не запрещено законом”;

— полит плюрализм, многопартийность, соревнование партий, существование на закон основаниях оппозиции

— гласность, сми свободны от цензуры;

— разделение властей

Родина – Греция Афины 5в до рх. Как современ полит режим окончательно оформилась в 20в. Основополагающ значение имела идея естеств прав-на жизнь,свободу, частную собственность. Основа триады-част собственность 0обеспечивает лич свободу, к-рая явл необходим условием реализации каждого.

Достоинства:

Она помогает предотвратить деспотизм

Демократия -наихудш форма правления, если не считать всех остальных. Черчилль.

Недостатки:

Демократия- идеал. Есть гос-ва, к-рые сделали в этом направлении больше др (Германия, Фр, Швеция, США, Швейцария, Англ) и на к-рые ориентируются иные гос-ва.

    1. Виды демократии; ее особенности в России

Участие народа осуществляется в 2 формах - прямой и непрямой.

По исполнит власти:

  1. либерал (приоритетна личность) формир в индустр общ-ве после буржуаз революций 20в. Главное-создание институц и др гарантий для личной свободы-необходимо для подавления лич власти.

  2. плюралистич(центр-гр) складыв во 2-ой пл 20в на основе постиндустр общ-ва, достижений нтр и формирования соц гос-ва. Выросла из либерал демократии. Строится на синтезе различ идей

3. коллективистская(народ как целое)

Особенности демократии в Р.

Согласно Конституции, Р явл демократ федератив правов гос-вом с республик формой правления. Чел-к, его права и свободы объявлены высш ценностью, гарантировать к-ую обязывается гос-во. Однако в Р практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая соц сферой, замкнуты на гос-ве→жизнь россиян зависит от непосредств деятельности властных структур. Т об, гос структуры продолжают выполнять ф-ии не демократ, а перераспределит характера. Реал деятельность гос-ва в Р отличается от законодат основы. Это приводит к тому, что многие демократ понятия, на кот-рые опираются конст нормы,в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами полит процесса в своих интересах.

В реальности демократия в Р носит формал характер, не выражает интересы большинства населения, как это происходит в условиях запад демократии. Аналитики характериз эту систему терминами «авторитар демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью гос-ва и незрелостью граждан общества.

Основные проявления современ полит режима:

Для усиления в Р демократ тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положит результат для большинства людей.

    1. Партия как политический институт. Типология партий

Полит партия –добровол долговременно действующ официал зарегистрир организация, имеет программу, устав, название и выражает интересы групп граждан, стремясь к овладению гос власти/части. Действует через избират процесс, мобилизуя народ поддержку.

Генезис:

  1. 16-17вв.-аристократ группировки с немногочисл последователями

  2. 18-19-полит клубы, привлекающие людей к пол-ке, пользующиеся влиянием в пол-ке и различ сферах

  3. 2-ая пол 19в.-партии современ типа(1-либерал партия Англии)

Цели:

В РФ полит партия -не менее 10 тыс. членов, регионалотделения должны иметься более чем в половине субъектов.

Структура: партийный аппарат, актив, рядовые члены, сторонники.

Признаки:

1. идеология.

2. организация.

3. Цель – захват и удержание гос власти.

4. поддержка населения вплоть до актив членства в ней.

Типология:

По отношению к соц преобразованиям :

Революционные-реформистские;

Прогрессивные-реакционные;

Радикал-умеренные

По идеологич платформе:

социал-демократические;

коммунистические;

либеральные;

консервативные;

монархические;

националистические;

фашистские (неофашистские).

По отношению к власти :

правящие;

оппозицион (легальные, полулегальные, нелегальные).

Правящие монопольно - правящие в коалиции.

По полит темпераменту :

ультраправые;

правые;

правоцентристские;

центристские;

левоцентристские;

левые;

ультралевые.

По внутр организации :

Кадровые-массовые

По соц признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые), партии «хватай всех»

По числу депутат мест в парламенте — мажоритарные партии и миноритарные

1. Кадровые партии: немногочисл, свобод членство, опора на профессионал политиков, финанс, экономич элиту. В них доминируют парламентарии. Вследствие элитар характера имеют как правило, правый уклон и представлены либерал и консерватив партиями. (республик и демократ партии США).

Массовые партии возникли позже кадровых в связи с распространением всеобщего избират права, во многом на волне рабочего движения, как пролетар партии. Характериз: многочисленностью; идеологич ориентированностью; преобладанием идеологич и воспитат форм деятельности; наличием тесной связи между членами; жестк организацией.

2. По полит темпераменту:

левые-за реформы, вытеснение частн сектора, соц защита трудящихся, радикально-революц методы действия;

центристкие-компромисс, сотрудничество;

правые-за сильное гос-во, охрана частн собственности, стабильность, отрицат отношение к революции.

3. "Карманные партии"- небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами под "свою" программу. Направление деятельности - реализация вождистских эгоистич устремлений. имеют немногочисл руководство, прежде всего своего лидера, не имеют строго определенной соц базы.

Партийная система - совокупность всех существующих и действующих в стране партий или партий, принимающих участие в осуществл гос власти.

Классификация: однопартийная; двухпартийная (бипартизм); многопартийная.

Принципы взаимоотношений партий в демократ партий системах:

В силу своей двойств природы партии выступают в качестве посредника между граждан общ­вом и гос-вом, трансформируя интересы граждан общ-ва в реал пол-ку. В этом уникал значение партий как обществ института.

30) Группы интересов и способы их участия в политической жизни

Группы интересов-добровол, необязат официал зарегистрир ассоциации, созданные для выражения и представления интресов граждан во взаимоотношениях с др гр и соц институтами. не ставят целью овладеть гос властью, деятельность может приобретать полит характер.

Типология:

  1. действующие открыто-обществ организации, группы давления.

  2. действующие скрыто-лобби, полит кланы.

Обществ. организация - негос добровол объединение граждан на основе интересов и целей.

2 основ формы: обществ организации и движения (не имеет завершен организацион структуры и фиксир имущества).

Роль общественных объединений:

- представляют и защищают интересы граждан;

- объединяют граждан, помогая им обрести сторонников;

- способств решению отдельн соц проблем, привлекают внимание, варианты решения;

- посредники между гос органами и гражданами, осуществляют соц контроль;

- влияние на формирование обществ мнения.

Наиболее активные:

1. Женское движение. 2. Антивоенное. 3. Экологич. 4. Правозащит. 5. Молодежное. 6. Национал. За возрождения национал к-ры, языка, традиций и т.д.

Группы давления возникают стихийно по какому-л поводу, в поддержку кого-л. Использ методы прям организован действий: мобилизуют обществ мнение, компании, митинги, акции, пикеты, пишут письма- естественны для демократии и плюрализма. В тоталитар гос-вах возможны, но действуют специфически: этнич и религ группировки, землячества, действующие внутри гос аппарата.

В отличие от партий, цель к-рых — завоевание власти, их назначение -влияние на пол-ку, стремление поддержать или помешать принятию конкрет решений гос органами.

Виды: Профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровол общ-ва,тайные общ-ва и организации (масоны).

Присутствие групп давления в полит жизни, с одной стороны, умножает число косвен субъектов политики, явл своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с др стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократич и партий группировками, усиливает корпоратив тенденции в полит системе.

Лобби. В 40-х г 17 в. Так назывались коридоры в палате общин. В современ значении термин употреб с сер 19 в. –США

Лобби-неяв неформал ассоциации, влияющие на институты власти. Лоббирование-нажим, давление на власть в интересах опред гр.

В США впервые были приняты законы о регулировании лоббизма. Лоббизм как бизнес.

Кланы. Построены на семейно-родств принципах, сочетают черты патриархал коллективово и современ полит организаций. Это архаич форма,которая вписалась в полит систему современ гос-в(страны 3-его мира, где сильны авторитеты сложившихся традиций). Ядро клана-несколько десятков или сотен представителей полит элиты, объедин реал или мнимым родством. Сплочены вокруг главы клана. Могут входить родственники, земляки, соплеменники, единоверцы, единомышленники. Солидарность членов клана цементируется патриархал этикой. Кланы часто имеют агентов, работающих во всех звеньях гос аппарата.

  1. Политическая идеология: понятие, сущность, типология

Идеология - система ценностей, взглядов, убеждений, в к-рых выражается отношение к действительности. Полит идеология -систематизиров совокупность понятий и представлений, с помощью к-рых различ субъекты (личность, группа, класс, общ-во) осознают свои полит позиции и интересы и к-рые выступают зачастую в качестве мотивов их полит деятельности; опред доктрина, обосновывающая притязания какой-л гр на власть и в соответствии с этими целями добивается подчинения обществ мнения собств идеям.

Имеет 2 начала: рационал-логич и оценочное.

Назначение- вооружить человека идеями, взглядами, способными изменить соц порядок. Идеология всегда нацелена на практику.

Понятие ввел А.де Траси в 18 в. Маркс- основоположник теории идеологии(19в)

Оценка идеологии:

  1. признание высокой роли

  2. служанка власти

Функции :

1) овладение обществ сознанием;

2) внедрение в него собств критериев оценки пр, наст и буд

3) создание позитив образа создаваемых ею целей и средств достижения

2) в стимулировании целенаправл действий субъектов политики;

3) в интегрировании общ-ва на основе опред интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.

Идеология -одновременно учение (доктрина), программа и полит практика, что проявляется в следующ ее ур-нях:

  1. теоретическо-концептуальный (формулируются основ положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, гос-ва);

  2. программно-полит (интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги полит элиты и выступают идейн основой для принятия управленч решений и стимулирования полит поведения);

  3. поведенч, актуализир(степень освоения гражданами целей и принципов идеологии и меру их воплощения в конкрет формах полит участия, в определен типе полит поведения).

Идеология явл одним из важнейших компонентов полит процесса, вне ее не бывает полит действия, не могут существовать ни общественно-полит движение, ни полит партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилуч формы обществ устройства.

Виды:

  1. Берк: свобода, о к-рой говорят идеологии Просвещ и франц революции неистин. А истинная дарована англ народу традициями и обычаями. Цель общ-ва – не в придумывании нов свобод, к-рые могут закончиться анархией, а в сохранении и защите существующ, основан на традиции, а потому приоритетны сущ институты, а не абстракт теоретич схема.

  2. Местр, Бональт: Местр отвергал писан конституцию как основу гос устройства. Бональт хотел создать ф-фию соц чел-ка, ф-фию Мы в противовес Я, гос-во считал большой семьей, обездолен индивиды принадлежат ему душой и телом.

  1. общ-во – система норм, обычаев, традиций и институтов, уходящих корнями в историю

  2. существующ институты предпочтительнее любой теоретич схемы

  3. ориентация на гос авторитет

  4. пессисмизм в оценке чел природы и скептицизм в оценке разума

  5. неверие в возможность соц равенства

  6. част собственность-гарант личн свободы и соц порядка

  1. Понятие геополитики. Основные геополитические модели. Российская геополитика

  1. бинаристское -2 полюса.

  2. маргиналистское- центр мир силы находится на краю гигант дуги, окаймляющ Евразию. В основе большинства мир конфликтов лежит стремление контролировать дугу.

  3. тринаристское – 3 центра силы.

  4. зоналист- центры мир силы располаг в умерен и субтропич поясах Сев полушария.

  5. нейтралистское направление: «центр - периферия». Центр-развит запад страны. Центр эксплуатирует периферию. Периферия - отсталые страны третьего мира.

  6. плюралистское -нет естеств монополии на силу у люб региона мира. Центры мир силы смещаются .

  1. Выборный процесс и виды избирательных систем

  1. по мотивации: автономное, мобилизованное

  2. по отношению к действ законам: легальное,незаконное.

  1. мажоритарная-от каждого избират округа избирается 1 депутат, набравш абсолют или относит число голосов. Если в 1-ом туре нет большинства, то во 2-ом остается 2 кандидата (Англ, Франц, Япония). Достоинства: простота, возможность ее применения при выборах коллегиал и единолич органов.

  2. пропорциональная -распределение мест в соответствии с кол-вом получен голосов по партийн спискам.(Италия, Израиль)

  3. смешанная-1 часть депутатов избирается по пропорц системе, а др – по мажоритар (ФРГ-бундестаг, Австралия: сенат-пропорц, палата представителей-мажоритар. )