22. Политическо-правовые взгляды Петра 1 и Татищего
Татищев. Василий Никитич Татищев (1688 – 1750 гг.) происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. Он участвовал в военных походах Петра I. В 1717 Татищев по поручению Петра приступил к работе над географическим описанием России и составлением русской истории. Происхождение государства Теоретической основой взглядов Татищева является концепция естественного права и договорного происхождения государства. В своих рассуждениях о происхождении государства мыслитель использовал гипотезу о преддоговорном “естественном состоянии”, в котором господствует “война всех против всех”, обуславливающая отсутствие безопасности. Разумная нужда людей друг в друге привела их к необходимости создать государство, которое он рассматривает как результат общественного договора, заключенный с целью обеспечения безопасности народа и “поисков общей пользы”. Он утверждал, что все известные человеческие сообщества возникали исторически: вначале люди заключили договор супружества, затем из него возник второй договор – между родителями и детьми, затем – господами и слугами. В конечном итоге, семьи разрослись, что образовали целые общества, которым потребовался глава, им и стал монарх, подчинив всех, подобно тому, как отец подчиняет своих детей. В результате получается не один, а несколько договоров, и их заключение, по-видимому, якобы зависящее от людей, на самом деле предопределено природой. Отношение к крепостному праву Согласно договору возникает власть господина над слугой. Таким образом, крепостное право он рассматривает как договорное, а, следовательно, считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны, но при внимательном рассмотрении всех рассуждений мыслителя о формах крепости. Становится заметной тенденция ее трактовки как договора трудового найма. Такие жесткие формы несвобод, как рабство и холопство он осуждал. За рабом мыслитель признавал право требовать и добиваться освобождения. Однако, он считал, что в настоящее время требуется лишь смягчение условий крепости. Правовой статус различных сословий В.Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу, полагая, что их привилегии должны соответствовать этим факторам. По его мысли, на государство возлагается забота и о купечестве. Купечеству же, в свою очередь, необходимо знать состояние торга, а горожанам “ремесел совершенные свойства и ухватки”. Упорядоченное состояние сословий придаст прочность государственному устройству. Формы государства Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности. “Малые народы”, к тому же подвергающиеся нападениям, вполне могут управляться всенародно (демократическая республика); “великие и находящиеся также в безопасности” могут устанавливать аристократическое правление (аристократическая республика). “Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не смогут”. Рассматривает мыслитель и смешанные формы правления, но достоинства за ними не признает. Тиранию (деспотию) Татищев называл наихудшей формой правления. Наилучшей формой правления для России Татищев считал монархию. Но, по-видимому, он склоняется к ограниченному ее варианту. Так, он полагал, что монарху необходимо опираться в своей деятельности на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение “дел внутренней экономии” и обсуждение важнейших вопросов”. Представительный орган состоит из двух палат: Сената (высшей палаты), в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета (второй палаты), где заседает 100 человек, избранных по более широким нормам представительства. Статус у представительного органа – законосовещательный. Законодательный процесс Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрания каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями. Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта. В настоящее время, по его мысли, отсутствует соответствие естественных и положительных законов, поэтому необходимо подготовить Новое Уложение взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г. Татищев считал, что законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручить их составление “людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным”. При соблюдении нового проекта Уложения он обращал внимание на необходимость проведения кодификационных работ для устранения существующих в нынешнем законодательстве “неразберихе” и противоречий. Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению. В тех случаях, когда всему народу не предоставляется возможность собраться, следует заменить народный референдум выборными представителями, наделенными “полной мочью”. Такие выборные учреждения Татищев называл “селами и парламентами”. Судопроизводство и судоустройство Рассматривая вопросы, связанные с судопроизводством и судоустройством, Татищев настаивал на профессиональной подготовке судей, полагая, что на судебные должности должны определяться лица, только обладающие специальной подготовкой. Образование Вообще образованию, его организации, распространению и качеству он уделял особое внимание. Татищев предусматривал организацию образования по губерниям, связанную с подготовкой учителей для проведения его программы.
Петр 1????
- 1. Предмет иппу, обьект иппу
- 2. Брахманизм, законы Ману.
- 3. Буддизм ,и его идеология
- 4. Даосизм. Принципы недеяния.
- 5. Конфуцианство.
- 7. 2 Проэкта идеального государства Платона
- 8. Аристотель
- 9. Современная форма правления Полибия.
- 10. М т Цицерон. Идеальный государь, идеальный гражданин.
- 13. Августин Аврелий, Фома Аквинский о государстве и формах правления.
- 14. Ереси ,Инквизиция, Реформация.
- 15. История возникновения ислама
- 16. Халифат и основы мусульманской идеологии
- 17. Марсилий Падуанский.
- 18. П и п воззрения Древней Руси: Слово о законе и благодати, Поучения Вл. Мономаха.
- 19 Социальный и политический статус политической власти Московскеого государства 15-16 век (стяжательство и нестяжательство)
- 21. Общетвенно-политическая мысль московского государства 16 столетия: а. Курбский, Иван 4.
- 217 § 6. Политические взгляды Ивана Грозного
- 218 Глава 9 Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII в
- 219 § 7 Политические воззрения а.М. Курбского
- 22. Политическо-правовые взгляды Петра 1 и Татищего
- 23. А.Н. Радищев
- 24. П.И. Пестель
- 25. Н.М. Муравьев
- 26. Западники и Славянофилы
- 27. П и п взгляды революционных демократов(Герцен ,Чернышевский)
- 29. П и п взгляды в. И. Ленина
- 30. И. В. Сталин
- 31. Н. Макиавелли
- 34. Учение ж Бодена о Государстве
- 35. Пп Учение Вольтера
- 36. Пп учение ш л Монтескье
- 39. Историческая Школа права Германии.
- 40. П и п воззрения Канта
- 41. Уение Гегеля о государстве и праве
- 42. Унитаризм и. Бентама
- 43. Французский либерализм (б. Констан)
- 44. Русский либерализм (Чичерин)
- 45. П и п взгляды к. Маркса
- 46. П и п взгляды ф. Ницше
- 49. Позитивизм г. Кельзена
- 50. Политические взгляды м. Ганди