logo search
vse_33_otvety_33_politologia_33

37. Избирательная кампания: основные этапы проведения (избирательная стратегия, избирательная тактика и технологии).

Избирательные технологии – явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом – комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.

Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных компаний.

Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.

Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:

Рассмотрим эти стадии подробнее.

Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (проблемы здравоохранения, экономики, обороны). Изучение соперников дает представление о сильных и слабых сторонах всех партий, участвующих в выборах, о кандидатах, вызывающих наибольшее доверие у избирателей. Такое обследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно помогает установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.

После сбора и оценки информации проводится разработка самой стратегии:

выявляется адресная группа, к которой будут обращены призывы (если есть точное знание тех, к кому обращается кандидат, то известно и то, что и как сказать);

определяется ключевая проблема, вокруг которой будет разворачиваться кампания. Формулируются цели кампании, так как без четкого осознания того, чего кандидат хочет добиться в ходе кампании, не может быть и стратегии. Цели обычно ставятся на двух уровнях: 1) доля голосов, которую стремится получить кандидат, или количество мест в парламенте, которое пытается завоевать партия; 2) изменения в позициях и убеждениях, которые кандидат стремится стимулировать (усилить чувство экономической уверенности или создать образ сильного руководства);

вырабатывается стратегия, суть которой заключается в том, чтобы, учитывая слабые стороны соперника, максимально раскрыть свои преимущества. Для этого применяется реклама своей позитивной программы; оборона своих уязвимых мест; разоблачение недостатков соперников. Эти решения принимаются с учетом того, что у конкурирующих партий тоже будет своя стратегия и необходимо предвидеть их действия и готовить контрмеры и ответные шаги;

формулируются основные лозунги. Они должны быть простыми, запоминающимися и постоянно повторяющимися. Эти лозунги должны доходить до адресата.

После того как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который входит сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции. Кроме того, составляется план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуще-ствлять.

Названные общие принципы избирательной технологии позволяют кандидату заблаговременно выдвинуть свою программу, повлиять на позиции электората, сосредоточиться на проведении встреч с избирателями, в то время как избирательный штаб будет заниматься проведением организационных мероприятий.