37. Избирательная кампания: основные этапы проведения (избирательная стратегия, избирательная тактика и технологии).
Избирательные технологии – явление политической жизни, возникшее сравнительно недавно. Оно неразрывно связано с политическим маркетингом – комплексом мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.
Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Первая такая фирма была создана в Калифорнии в 1933 г. За 20 лет работы она провела 75 избирательных кампаний и в 70 победила. В современных государствах действуют многочисленные фирмы подобного рода. Наиболее крупной российской фирмой, оказывающей услуги в области политического маркетинга, является «Никколо М.». Наряду с ней действуют десятки других менее известных компаний.
Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.
Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;
оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;
непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;
планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.
Рассмотрим эти стадии подробнее.
Сбор и оценка информации, проводимые с помощью обследования общественного мнения, позволяют установить электоральные намерения, отношение населения к положению в стране, выявляют проблемы, наиболее остро стоящие перед избирателями (проблемы здравоохранения, экономики, обороны). Изучение соперников дает представление о сильных и слабых сторонах всех партий, участвующих в выборах, о кандидатах, вызывающих наибольшее доверие у избирателей. Такое обследование позволяет получить полную карту политической территории, на которой будет развертываться кампания. Оно помогает установить сильные и слабые стороны партий, заботы и опасения электората, а также сферы, благоприятные для ведения предвыборной борьбы.
После сбора и оценки информации проводится разработка самой стратегии:
выявляется адресная группа, к которой будут обращены призывы (если есть точное знание тех, к кому обращается кандидат, то известно и то, что и как сказать);
определяется ключевая проблема, вокруг которой будет разворачиваться кампания. Формулируются цели кампании, так как без четкого осознания того, чего кандидат хочет добиться в ходе кампании, не может быть и стратегии. Цели обычно ставятся на двух уровнях: 1) доля голосов, которую стремится получить кандидат, или количество мест в парламенте, которое пытается завоевать партия; 2) изменения в позициях и убеждениях, которые кандидат стремится стимулировать (усилить чувство экономической уверенности или создать образ сильного руководства);
вырабатывается стратегия, суть которой заключается в том, чтобы, учитывая слабые стороны соперника, максимально раскрыть свои преимущества. Для этого применяется реклама своей позитивной программы; оборона своих уязвимых мест; разоблачение недостатков соперников. Эти решения принимаются с учетом того, что у конкурирующих партий тоже будет своя стратегия и необходимо предвидеть их действия и готовить контрмеры и ответные шаги;
формулируются основные лозунги. Они должны быть простыми, запоминающимися и постоянно повторяющимися. Эти лозунги должны доходить до адресата.
После того как стратегия выработана, она должна быть преобразована в план кампании, в который входит сетевой график, фиксирующий все события, стратегические инициативы и пресс-конференции. Кроме того, составляется план действий, точно определяющий, что будет происходить и кто будет это осуще-ствлять.
Названные общие принципы избирательной технологии позволяют кандидату заблаговременно выдвинуть свою программу, повлиять на позиции электората, сосредоточиться на проведении встреч с избирателями, в то время как избирательный штаб будет заниматься проведением организационных мероприятий.
- 2.Политика как соц. Явление: содержание понятия и социальные функции политики.
- 3.Развитие политологии на Западе: общая характеристика.
- 4.Развитие политологии в России до и после Революции 1917г.
- 5.Многообразие подходов в трактовке понятия «власть». Структура властных отношений. Классификации власти.
- 6.Политическое господство. Легитимность власти: определение, типы по м.Веберу. Средства легитимации власти.
- 7.Тоталитарный режим: сущность, основные черты.
- 8.Авторитарный режим: сущность, основные черты.
- 9.Демократический режим: сущность, основные черты.
- 10.Политическая система: определение,структура,особенности системного рассмотрения политич.Сферы. Критерии классификации политических систем.
- 11.Модель политической системы д. Истона.
- 12. Теории происхождения государственности.
- 14.Форма государственного правления: определение и виды.
- 15.Форма государственного устройства: определение и виды.
- 16. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
- 17.Особенности становления гражданского общества в России.
- 18.Правовое государство: определение, принципы.
- 19.Политическая партия как субъект и институт политики: определение, происхождение политических партий (этапы партогенеза по м.Веберу).
- 20. Признаки, структура и функции политических партий. Классификация политических партий.
- 21. Партийные системы.
- 22. Партийная система современной России.
- 23.Общественно-политические движения: определение, признаки, виды.
- 24. Общественно-политические организации как субъекты политики: определение, признаки, виды, функции.
- 25.Группы интересов и группы давления как субъекты политики: признаки, виды, методы воздействия, функции.
- 26. Понятие и сущность лоббизма.
- 27. Классические теории политических элит.
- 29. Политическая социализация: определение, этапы, агенты, модели.
- 30. Политическое поведение: абсентеизм, политическое участие, электоральное поведение, политический протест.
- 31. Феномен политического лидерства: определение и основные теоретические подходы. Типологии политических лидеров.
- 32. Политический процесс: определение, структура, виды.
- 33. Политическая модернизация: сущность и противоречия.
- 34. Избирательная система: определение и структура. Типология и функции выборов.
- 35. Основные этапы избирательного процесса.
- 36. Системы учёта и подсчёта голосов:
- 37. Избирательная кампания: основные этапы проведения (избирательная стратегия, избирательная тактика и технологии).
- 38. Грязные избирательные технологии
- 39. Политическая культура: определение, структура. Типы политич. Культуры по г.Алмонду и с. Вербе. Методы исследования полит культуры
- 40. Политический конфликт: понятие, типы, способы урегулирования
- 41.Понятие, признаки и функции политической идеологии.
- 42. Либерализм как политическая идеология.
- 43. Консерватизм как политическая идеология.
- 44. Марксизм как политическая идеология.
- 45.Национализм и фашизм как политическая идеология.
- 46. Политическое прогнозирование: определение, виды, этапы. Методы политического прогнозирования: метод генерации идей, метод построения сценариев, метод экстраполяции.
- 47. Внешняя политика государства: сущность, цели, функции, средства. Национальные интересы и национальная безопасность.
- 48. Понятие международных отношений. Основные тенденции современной мировой политики.
- 49. Субъекты международных отношений.
- 50. Глобальные проблемы современности.