Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
* не обеспечивается равенство перед законом и судом - через избирательное применение закона в политических целях, а также в силу зависимости суда от исполнительной власти;
* нарушаются избирательные права граждан - через использование административного ресурса;
* ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
* используются попытки управления объединениями и ассоциациями;
* свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за насилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
* отсутствует свобода перемещений по причине существования тоталитарного института прописки;
* сохраняется неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
* не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти.
Укрепление законности в государстве необходимо не только по отношению к политическим и административным вопросам, но и для того, чтобы экономические субъекты, ведущие себя нечестно, знали: такое поведение противозаконно, за него их будут преследовать и неукоснительно карать. Важно также демонтировать гигантский аппарат внутреннего надзора и создать правоохранительные органы, позволяющие соблюдать законность и порядок, вмешиваясь в политику только для предотвращения насильственных действий.
Так как правовое регулирование свободных рыночных отношений имеет своими целями социальные результаты, то правовое государство становится социальным по содержанию. Это предполагает максимально возможный доступ к благам, распределяемым рыночным путем, а также гарантии достойного существования - в случае невозможности такого доступа. Социальный рынок - это система, при которой государство создает институты, регулирующие игру рыночных сил, не диктуя им свою волю. Эта европейская экономическая модель предполагает проведение государственной политики по следующим направлениям: гарантии частной собственности, защита экономической свободы, ликвидация бюрократических барьеров для предпринимателей, защита малого и среднего бизнеса; создание благоприятных условий для любых инвестиций; активная борьба с монополизмом, поддержание конкурентной среды, жесткий контроль за тарифами естественных монополий; выравнивание наиболее резких разрывов в доходах населения путем создания надежных систем обязательного государственного страхования; борьба с бедностью, сокращение резкого социального расслоения; создание рабочих мест, повышение доходов населения; работа по улучшению качества и расширению доступности образования и медицины.
Результатами политики социального государства являются государство всеобщего благосостояния, близкого по своим параметрам к европейским образцам; мощный средний класс; системы социальной поддержки европейского типа; система образования, отвечающей требованиям и вызовам XXI века; вхождение России в число экономически развитых стран мира.
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, гражданскому обществу, которые призваны быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам. Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта. Только объединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве. Концепция правового государства в работах русских социологов, юристов конца XIX - начала ХХ вв., прежде всего А. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, М. Я. Острогорского исходила из теории естественного права, что означало в реальной общественной жизни проведение социальных реформ только при условии соблюдения правовых гарантий и свобод индивида. Правовое государство есть само по себе величайшее достижение цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства: n верховенство закона во всех сферах общественной жизни; n реальность прав и свобод личности; n взаимная ответственность государства и личности; n разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную; n наличие эффективных норм контроля и надзора за осуществлением законов. Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Каковы же пути формирования правового государства? 1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого. 2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения, его правовую грамотность. 3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка. 4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенции последних. Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы. Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и др.) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В-четвертых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы. Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнерства, взаимодействия, учета реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.
№ 14
- 1. Предмет, объект и структура политологии
- Возникновение и основные этапы развития политологии.
- Политическая мысль античности
- Политические идеи средневековья и Возрождения
- Политическая мысль Нового времени
- Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
- Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
- Политическая жизнь
- Сущность политики и ее роль в обществе
- Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
- Сущность и особенности политическойы власти
- Природа и функции политической власти
- Политический режим: понятие и признаки
- ?Авторитарный режим
- Демократический режим
- Признаки демократического политического режима.
- Президентская, парламентская и смешанная формы демократического режима.
- Тоталитарный режим
- Политическая система общества: понятие и структура
- Функции политической системы
- Типология политических систем
- Что представляет политическая система общества. России.
- Государство – главный институт политической системы общества.
- Место и роль государства в политической системе общества
- Понятие и признаки государства
- Форма государства
- Форма государственного правления
- Соотношение типа и формы государства
- Форма государственного устройства
- . Разделение властей как принцип правового государства
- Соотношение и взаимосвязь государства и права
- Правовое государство: понятие и принципы
- Соотношение общества и государства
- Гражданское общество: понятие, структура, признаки
- Понятие, функции и структура политических партий
- Виды политических партий
- Партийные системы
- Общественно-политические движения
- Группы давления
- Партийные системы. Многопартийная система в России.
- Политический плюрализм
- 1.1. Личность как субъект политики 3
- Политическое лидерство
- Типология политического лидерства
- Политическая психология
- Понятие политической элиты
- Политическое сознание: понятие, структура, функции
- Роль идеологии в политике
- Либерализм и неолиберализм
- Консерватизм и неоконсерватизм
- Анархизм
- Социализм и социал-демократия
- Национализм
- Политическая культура: понятие и структура
- Типы политической культуры
- Особенности политической культуры в современной России.
- Сущность и структура политического процесса
- Революция и реформа как виды политических преобразований
- Политическая модернизация
- Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
- Управление конфликтом
- Основные методики разрешения политических конфликтов:
- Принципы данной методики:
- Власть и оппозиция
- Основные идеологические направления и кампании внесистемной оппозиции