1. Понятие избирательной системы и ее компоненты
Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти; порядок организации и проведения выборов.
Из определения следует, что избирательная система формируется на основе законодательства, которое фиксирует основные положения, порядок выдвижения кандидатов, процедуру голосования и подсчета голосов, а также определяет источники финансирования. В каждой стране такое законодательство имеет свои особенности. В ФРГ право выдвижения кандидатов в бундестаг принадлежит политическим партиям, избирателям, а также отдельным группировкам. В Италии аналогичное законодательство. В США все вопросы регулируются законодательством штатов. Две партии выдвигают своих кандидатов, а остальные – от числа подписей избирателей (от 2 до 25 тыс. избирателей). Законодательство предусматривает исключение нечестных и антизаконных приемов на выборах: подкупа; влияния, оказываемого силой; подтасовка данных, ложных данных на выборах. Депутатом конгресса США может стать американец, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США не менее 7 лет. Депутатом должен быть житель того округа, откуда он избран. Сенатором в США может стать лицо, достигшее возраста 30 лет, гражданином США не менее 9 лет и житель того штата, от которого он избран (в РФ подобные правила не действуют: депутат, живущий в Москве, может быть избран от любого избирательного округа).
Отсюда следует, что важнейшим компонентом любой избирательной системы являются выборы. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. В современных условиях выборы выполняют ряд важнейших функций:
артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные возможности и их включения в избирательные программы партий и отдельных депутатов. В избирательных платформах интересы электората не только артикулируются, но и получают четкую формулировку и агрегируются, а также освобождаются от крайностей и усредняются, приобретают непротиворечивую, пригодную для практической реализации форму;
контроль за институтами власти и исполнительными органами государства. В результате выборов создается незаменимый институт контроля за правительством – парламент, а также оформляется оппозиция, весьма ревностно следящая за соблюдением конституции и законов. Парламентский контроль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь за свою отставку, поражения на ближайших выборах, правительство, как правило, вынуждено прислушиваться к конструктивной критике. Кроме того, выборы позволяют выносить вердикт избирателей о правительстве и оппозиции, изменять структуру и состав органов власти, корректировать политический курс;
интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. С помощью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной, четко сформулированной политической программы, исключающей анархию, хаос и острые деструктивные конфликты. Только так возможно формирование доминирующей, основополагающей в государстве политической воли. Выражение этой воли обеспечивает правительству авторитет и поддержку, а населению – единство и согласие в решении политических вопросов и тем самым повышается дееспособность государства;
легитимация и стабилизация политической системы в целом и конкретных институтов власти: парламента, правительства президента. В ходе выборов появляется реальный шанс переизбирать неугодное правительство или одиозных депутатов, заменить их лицами, пользующимися доверием. Тем самым кризис конкретного правительства, конкретных министерств не приводит к кризису и дестабилизации политической системы, не перерастает в стремление разрушить существующий политический порядок путем революции. Отсюда выборы – предохранительный клапан, «выпуск пара» народного недовольства, предохраняющий весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их неотъемлемое право руководить государством;
создание системы «обратной связи» между гражданами и властными структурами. В ходе избирательной кампании кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательные платформы. Принцип «обратной связи» служит надежным индикатором отношений между руководством страны и населением, отражает доверие или недоверие, политическое участие или отчуждение, поддержку или борьбу;
трансформация, перевод возможных политических конфликтов в русло мирного, институционального регулирования. В процессе выборов открыто и публично сопоставляются противоречивые, крайние интересы, ценности, требования. Это позволяет конфликтующие стороны отказаться от наиболее радикальных требований и острых форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение, как показывает практика, побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, поиску приемлемых для большинства решений;
политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политической активности. В ходе избирательной кампании граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и неоценимый опыт. В этот период резко расширяется поток политической информации, все внимание концентрируется на актуальных и нерешенных проблемах и альтернативных путях их решения. Избиратели делают выбор в пользу той или иной политической партии и все это повышает их политическую компетентность и активность;
рекрутирование политический элиты. Выборы – важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элиты, изменяется политический вес партий и их представителей;
генерирование инновационных идей через конкуренцию альтернативных политических программ. Выборы дают возможность различным политическим партиям представить собственное видение актуальных общественных проблем и выдвинуть позитивные программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических ценностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жизнеспособных идей и политических платформ;
конструирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Выборы способствуют консолидации оппозиции, так как в ходе избирательных компаний происходит открытое сопоставление предлагаемых программ, моделей реформирования страны. Оппозиция готовится к ответственному и компетентному руководству государством после прихода к власти.
Следовательно, главной особенностью избирательной системы является проведение свободных, демократических выборов. Главное назначение эффективной избирательной системы – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных социальных групп в органах власти, а также сформировать при этом эффективное, дееспособное правительство.
- Лекция «избирательная система» Введение
- План лекции (1 час)
- 1. Понятие избирательной системы и ее компоненты
- 2. Типы избирательных систем
- 3. Избирательная система в современной России
- 4. Избирательная кампания и ее основные этапы
- 5. Современные концепции избирательных систем
- Учебные задания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Ответы к тестам