logo search
Политология

12. Сущность власти: основные теоретические подходы

Природа власти - первоисточника власти. Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, есть власть. Она повсеместная и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, оставшееся власти, пронизанное хаосом.

В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся:

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что сегодня в науке сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов при рассмотрении сущности власти.

Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействие индивидов, в которых один индивид меняет поведение другого.

Этот подход представлен несколькими вариантами:

Системные теории власти рассматривают власть как безличную свойство любой социальной системы.

В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

Бихевиоралистского концепции власти , как и реляционистские теории, рассматривающие власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.

Выделяется несколько вариантов трактовок:

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно власти как взаимодействие (отношения), структурными компонентами которой будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого объекта.

Природа власти - первоисточник . В этих, а также других теориях нашли обоснование различные точки зрения относительно природы власти - первоисточника власти. Вот некоторые из них.

Психологические трактовки выводят власть из психологии человека, по воле к власти. Большей популярностью в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая выводит тягу к власти с бессознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей З. Фрейда таковы желание осуществить либидо или агрессивный поезд, подчиненность других индивидов определяется желанием последних быть услужливый, потребностью присоединения к более сильной. Согласно подходу А. Адлера, власть выступает средством компенсации чувства собственной неполноценности, например, физической, сексуальной, интеллектуальной.

Антропологический подход вытекает из природы человека. Одна из оригинальных теорий была создана Э. Канетти. Источник власти - страх каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственной смерти. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть действует на индивида и массу приказом и угрозой смерти, чем сильнее власти исходит угроза смерти, тем эта власть более абсолютна. Диктаторская власть опирается на рост массы мертвых и является триумфом живого. Найпатологичниший случай, по мнению Канетти, - А. Гитлер и Сталин, в основе власти которых лежала огромная масса мертвых врагов и соотечественников.

Структурно-организационный и системный подходы выводят власть за рамки психологии и связывают ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусом индивида в организации, что дает ему возможность ставить условия другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.

Социологический подход выводит природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм акцентирует внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических отношений, экономическим неравенством.

Категория "власть" имеет несколько родственных понятий-господство, влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто встречаются при определении власти. Власть связывают с господством , под которым понимают принудительное насилие, приказ. Хотя власти не может быть сведена к принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание своей воли в форме приказа, сопровождающееся угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщающий символ (возможность применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть в отношении тех, кто нарушил законы, кроме господства, власти могут выступать в форме влияния и авторитета и не применять насилия.

Власть может осуществляться в форме воздействия . Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие на подсознание), что предполагает использование особых приемов манипулирования . Существуют различные технологии влияния и убеждения, апробированные властями в течение многих веков: особые методы ораторского искусства, различные лозунги, символика, монументальные сооружения. Так, богатство дворцов царского трона, ассоциирующиеся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величие, к важнейшим средств осуществления политического влияния относится пропаганда . Сам термин появился в 1622 p. и означал информацию церкви о преимуществах католицизма. Борясь против Реформации, папа римский Григорий XV пишет специальную конгрегацию, призванную поддержать веру и сохранить церковь - "конгрегацию пропаганды и веры". Уже сама история происхождения этого термина отразила важную функцию пропаганды: закрепление полной системы представлений и ценностей в индивидуальном и общественном сознании . Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. Сила этого влияния впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббеливська пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, распространяет и закрепляет в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс на поддержку власти.

Авторитет рассматривается как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признает за субъектом власти со стороны подвластных право на власть в результате его моральных качеств или деловой компетенции (авторитет учителя, пророка, духовного лидера нации, руководителя страны, политический и экономический курс которого обеспечит общественную стабильность разрешение кризисных ситуаций и рост общественного благоустройства).