4. Гражданское общество и государство
Вопрос о взаимодействии государства и гражданского общества – один из важнейших. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен. Кто должен первенствовать. Кто над кем возвышается государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством. Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна - первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.
Рассмотрим, как взаимодействуют государство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, делающие его плодотворным, полезным для общества в целом.
Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всею материальной) интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах, это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.
Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны регистрация данных организации, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприятных условии для их функционирования. Например, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган – Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, предотвращение дискриминации по расовому признаку, на защиту здоровья граждан, обеспечение равных возможностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комиссии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.
Кроме специализированных органов типа Комиссии по благотворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламентских комитетах и комиссиях представители гражданского общества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.
Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных органов, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по своей инициативе данные советы могут обратить внимание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правительством государственных средств.
Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского общества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.
1. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помощью независимых телевизионных каналов), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.
2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов. Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.
3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это рядом причин:
• именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;
• контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти;
• в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство;
• среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).
4. Специфика гражданского общества, автономный характер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных организаций.
В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.
Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистическим.
5. Становление гражданского общества в Российской Федерации. Экономические реформы в Российской Федерации призваны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы гражданской независимости личности. Идет процесс развития многообразных форм собственности. Приватизация позволяет частным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной основе объекты промышленности, торговли, сферы услуг.
Развитие частной собственности и рыночных отношений, как уже отмечалось в данной главе, делает гражданское общество необходимым. Проведение в России экономических реформ, направленных на создание свободной рыночной экономики, подтвердило это положение уже достаточно основательно. За несколько лет в нашей стране возникли многочисленные организации, объединения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отвечающие всем характеристикам гражданского общества. Они появились во всех сферах общественной жизни, экономической, социальной, политической, духовной и др. Кроме уже названных нами в начале главы, сюда относятся: Ассоциация российских банков, Межрегиональный биржевой союз, Ассоциация биржевых структур агропромышленного комплекса, Всероссийская организация брокеров и т.д. Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфере. В других сферах общественной жизни, например в социальной и духовной, их возникло еще больше
Бурный рост организаций гражданского общества объясняется не только становлением частной собственности и рыночной экономики, что сделало их появление необходимым, но и созданием важнейших условий, которые сделали развитие гражданского общества возможным. Речь идет о демократизации общественно-политической жизни в стране.
Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1) В стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8).
Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34). Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имущества иначе как по суду. Право наследования гарантируется (ст. 35, 36).
В соответствии с теорией естественного права российская Конституция провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Утверждается право на жизнь, свободу, равенство, достоинство личности.
Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции Российской Федерации. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 11).
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского общества, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии вот и имущественной самостоятельности их участников (ст. 21).
Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, всеобщее прямое и равное избирательное право, независимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России (как и в любой другой стране) необходимы экономическая и политическая стабильность.
Становление гражданского общества в России вызвало к жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых организации и объединении. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки переговорного процесса, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы идеи сверху. Профсоюзы и предприниматели вследствие своей разобщенности не могут обойтись без посредничества государства. Практика заключения коллективных договоров, определяющих социальную ответственность сторон, начинает расширяться прежде всего на горнодобывающих предприятиях.
Формирование системы социального партнерства – длительный процесс. В США он занял около 30 лет. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества
В профсоюзном движении растет число новых профсоюзов, альтернативных государственным. Новые профсоюзы более однородны социально и профессионально, лишены громоздкого бюрократического аппарата Конфедерация труда, созданная в мае 1990 г, трансформируется в Объединение негосударственных и общественных организаций.
Традиционные профсоюзные структуры, в частности Федерация независимых профсоюзов России, используя лозунги социальной защиты, взяли на вооружение многие приемы борьбы негосударственных профсоюзов (Независимого профсоюза горняков) создание стачкомов, выдвижение проектов генеральных тарифных соглашении и т. п.
В настоящее время в России созданы и действуют разнообразные фонды социальной защиты граждан и культуры, Фонд социальной защиты материнства и детства, Пенсионный фонд, Фонд защиты от разрушения исторических памятников Санкт-Петербурга и т.д. О развитии гражданского общества в России свидетельствует движение потребители, организационно оформившееся в России в Конфедерацию обществ потребителей. Оно признано защищать права и интересы потребителей, координировать усилия их организации. Информационно и юридически движение потребителей выступает против плохого качества и опасных продуктов, вводящей в заблуждение рекламы, несправедливых цен недобросовестной практики бизнеса.
Рассмотрение вопроса о становлении гражданскою общества в России позволяет сделать два вывода:
гражданское общество в нашей стране делает, хотя и существенные, но первые шаги;
становление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические Страны Запада.
- 127994, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9 содержание
- Лекция 1 политическая сфера общества как предмет политологии
- 1. Общество в целом и составляющие его сферы
- 2. Структура политической системы общества
- 4. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией
- 5. Основные закономерности развития политической системы общества
- 6. Задачи политологии и её взаимодействие с другими общественными науками
- 7. Политическая система общества и политика
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 2 категориальный аппарат, приемы и методы исследования, используемые в политологии
- 1. Понятия и категории
- 2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии
- 3. Эмпирические приемы политологического анализа
- 4. Диалектика и синергетика
- 5. Познавательная ценность политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 3 государство как политический институт
- 1. Понятие и сущность государства как политического института Его основные характеристики, элементы, задачи и функции
- 2. Формы государственного устройства в современном мире
- 3. Задачи государства в условиях перехода России к рынку
- 4. Новые тенденции в развитии современных государств
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 4 политическая власть
- 1. Власть как общественное явление. Политическая власть
- 2. Основания политической власти, ее легитимность
- 3. Структура политической власти
- 4. Ресурсы политической власти
- 5. Основные функции и формы политической власти
- 6. Новые тенденции в развитии политической власти
- 7. Современные концепции власти
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 5 политическая элита
- 1. Понятие «политическая элита»
- 2. Функции политической элиты и ее качества, необходимые для выполнения этих функций
- 3. Механизм формирования политической элиты
- 4. Властвующая элита: понятие и структура
- 5. Теории элит
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 6 политическое лидерство
- 1. Лидер как общественное явление. Сущность лидерства
- 2. Политический лидер и политическое лидерство
- 3. Факторы, определяющие характер политического лидерства
- 4. Типология политических лидеров
- 5. Функции политических лидеров
- 6. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 7. Современные теории политического лидерства
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 7 политические режимы
- 1. «Политический режим» как категория политологии: сущность и критерии классификации
- 2. Демократический политический режим
- 3. Тоталитарный политический режим
- 4. Авторитарный политический режим
- 5. Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 8 политические партии, партийные системы и общественно-политические движения
- 1. Политическая партия: сущность и структура
- 2. Основные функции политических партий
- 3. Типология политических партий
- 4. Партийные системы
- 5. Общественно-политические движения
- 6. Новые тенденции в развитии партий и партийных систем
- 7. Становление партийной системы в России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 9 политические процессы
- 1. Понятие «процесс» и его формы
- 2. Общие и частные политические процессы
- 3. Общий политический процесс и тенденции его развития
- 4. Частные политические процессы: структура и характеристики
- 5. Этапы развития частного политического процесса
- 6. Типология частных политических процессов
- 7. Общий политический процесс в современной России
- 8. Различные концепции и подходы в оценке политических процессов
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 10 лоббизм в структуре политической сферы общества
- 1. Причины возникновения «института лоббизма»
- 2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы
- 3. Властные структуры и направления лоббирования
- 4. Основные этапы процесса лоббирования
- 5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 11 гражданское общество
- 1. «Гражданское общество» как категория политологии
- 2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования
- 3. Структура гражданского общества и основные направления его активности
- 4. Гражданское общество и государство
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 12 политический маркетинг
- 1. «Политический рынок» и «политические товары»
- 2. Понятие «политический маркетинг»
- 3. Основные функции и виды политического маркетинга
- 4. Основные этапы политического маркетинга
- 5. Роль рекламы в политическом маркетинге
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция 13 основные идеологии современности
- 1. Понятие, сущность и функции политической идеологии
- 2. Либерализм и неолиберализм
- 3. Консерватизм и неоконсерватизм
- 4. Социал-демократическая идеология
- 5. Идеологическое обеспечение реформ в России
- Вопросы для самоконтроля
- Глоссарий по учебному курсу «политология»
- Литература
- Тестовые задания
- Ключи к тестам