5. Конфуцианство.
Политические и правовые учения КонфуцияОдним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая было конфуцианство. Конфуций (Кун Фу - Цзы, 551 - 479 г. до н.э.) был родоначальником философской и политической мысли Китая. Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль. И прежде всего на такие этические понятия, как “взаимосвязь”, “золотая середина” и “человеколюбие”. Конфуций полагал, что эти понятия составляют “правильный путь” (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. “Благородные мужи” (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородством Конфуций наделял тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: “будь требователен к себе”, “живи в согласии с другими”, “в делах своих следуй долгу и закону” и т.д. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья. Конфуций полагал, что главная ответственность человека - - это ответственность перед обществом. Человек не является человеком в отрыве от своих собратьев. Таким образом, гармония для человека означает гармонию с другими людьми. Для того чтобы люди могли узнать, как им следует жить, Конфуций описал "совершенного человека", "царственного человека". Конфуций назвал его "царственным" из-за своей веры в то, что правители были учителями. Однако каждый в любое время мог жить как совершенный человек.Совершенный человек вырабатывал в своем характере Пять Постоянных Добродетелей, которые он тренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, как дыхание. Благие деяния были его неотъемлемой частью.1) отношение с другими людьми 2) образ действий 3)знание 4) состояние духа 5)постоянство Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба" Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев.
6. Мо Дзы и Шан Ян
Политические и правовые учения Мо-цзы С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо-цзы".Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, — добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов. моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником".В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался например древних. Первым правителем, согласно концепции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы.
Шан ян.
Шан Ян (Прави́тель о́бласти Шан, собственное имя — Гунсунь Ян, 390 до н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма — философско-политического учения, противного учениям даосизма и конфуцианства.
Основные положения теории Шан Яна
Для государства ценность составляет только армия и заготовка зерна.
Почитание традиций, культ предков, конфуцианские ценности, учёность, ритуал, музыка, литература являются паразитами, которые отвлекают народные массы от Единого — заготовки зерна и войны.
Боевые заслуги и заслуги в заготовке зерна и сдаче зерна государству следует поощрять присвоением ранга знатности и чиновнической должности, а также освобождением от повинностей. Была разработана иерархия из более чем двадцати рангов знатности.
Все люди ценятся только по их заслугам, а не в соответствии с происхождением. Принадлежность к аристократическому роду не имеет никакого значения.
Все равны перед законом, поощрения и наказания проводятся в строгом соответствии с законом за определённые поступки.
Подушный налог зерном приводит к тому, что все «бездельники» в семьях оказываются вынужденными работать.
Очень строгие наказания применялись даже за малые провинности. Это называлось «искоренение наказаний через наказания».
Поощрялось доносительство как мера предупреждения проступков.
Утверждалась круговая порука, за проступок одного отвечала вся семья или община.
Поощрялось освоение пустующих земель.
Поощрялись переселенцы из других стран для освоения пустующих земель, им давались льготы в налогах и повинностях.
Военные заслуги измерялись в головах убитых противников. Отстающие подразделения строго наказывались. За гибель командира казнили всё подразделение. За отсутствие доблестных поступков наказывали командиров подразделений.
- 1. Предмет иппу, обьект иппу
- 2. Брахманизм, законы Ману.
- 3. Буддизм ,и его идеология
- 4. Даосизм. Принципы недеяния.
- 5. Конфуцианство.
- 7. 2 Проэкта идеального государства Платона
- 8. Аристотель
- 9. Современная форма правления Полибия.
- 10. М т Цицерон. Идеальный государь, идеальный гражданин.
- 13. Августин Аврелий, Фома Аквинский о государстве и формах правления.
- 14. Ереси ,Инквизиция, Реформация.
- 15. История возникновения ислама
- 16. Халифат и основы мусульманской идеологии
- 17. Марсилий Падуанский.
- 18. П и п воззрения Древней Руси: Слово о законе и благодати, Поучения Вл. Мономаха.
- 19 Социальный и политический статус политической власти Московскеого государства 15-16 век (стяжательство и нестяжательство)
- 21. Общетвенно-политическая мысль московского государства 16 столетия: а. Курбский, Иван 4.
- 217 § 6. Политические взгляды Ивана Грозного
- 218 Глава 9 Политико-правовые учения в России в XV – первой половине XVII в
- 219 § 7 Политические воззрения а.М. Курбского
- 22. Политическо-правовые взгляды Петра 1 и Татищего
- 23. А.Н. Радищев
- 24. П.И. Пестель
- 25. Н.М. Муравьев
- 26. Западники и Славянофилы
- 27. П и п взгляды революционных демократов(Герцен ,Чернышевский)
- 29. П и п взгляды в. И. Ленина
- 30. И. В. Сталин
- 31. Н. Макиавелли
- 34. Учение ж Бодена о Государстве
- 35. Пп Учение Вольтера
- 36. Пп учение ш л Монтескье
- 39. Историческая Школа права Германии.
- 40. П и п воззрения Канта
- 41. Уение Гегеля о государстве и праве
- 42. Унитаризм и. Бентама
- 43. Французский либерализм (б. Констан)
- 44. Русский либерализм (Чичерин)
- 45. П и п взгляды к. Маркса
- 46. П и п взгляды ф. Ницше
- 49. Позитивизм г. Кельзена
- 50. Политические взгляды м. Ганди