logo search
13-10-2013_15-17-12 / Государство и молодежные организации

2.Взаимодействие государства и молодежных организаций в реализации молодежной политики

И.М.Ильинский выделяет два вида молодежной политики, исходя из принципа ее субъектности. Первый вид – государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т.д.). Второй вид – общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации. [33]

Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах: ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи; ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей; приоритет государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути; преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежная политика государства исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Вместе с тем, при определенных условиях и влиянии политических сил он может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную, в ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности при формировании ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. И сегодня в России, в связи с относительной еще слабостью и неразвитостью структур гражданского общества и молодежных организаций в частности, ведущая роль в реализации молодежной политики принадлежит органам исполнительной государственной власти.

Но участие самой молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики – один из важных принципов этой политики, позволяющий реализовать ее субъектную роль. И именно деятельность молодежных общественных объединений получила наибольшую поддержку представительства перед государством, поскольку государственным органам не всегда удается направить молодежную инициативу в общественным интересам. Поэтому основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) – социальные и возрастные группы молодежи.

Сегодня в России можно говорить о плодотворных рабочих отношениях практически всех наиболее значимых молодежных организаций с государственными органами, в частности, с Департаментом по молодежной политике Министерства образования РФ.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход - в настоящее время действует Федеральная целевая программа “Молодежь России (2001-2005 годы)”, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275. ФЦП “Молодежь России” является одной из социальных программ федерального уровня, реализуемых органами государственной власти. Это важный нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, создающий правовые и организационные условия для координации усилий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также оказывающий влияние на управленческие и организационные действия местного самоуправления. Практически в половине регионов России действуют региональные и местные целевые программы в области государственной молодежной политики.

Взаимодействие государства и молодежных организаций в рамках реализации этих программ происходит по двум направлениям:

- совместная деятельность государственных органов и общественных организаций в реализации мероприятий подпрограмм молодежной политики по ее основным направлениям;

- целенаправленное содействие со стороны государства развитию и поддержка деятельности молодежных организаций: долевое финансирование, помощь в организационных, информационных, кадровых и учебных вопросах.

Взаимодействие государства и молодежных организаций в рамках реализации мероприятий молодежной политики проходит в соответствии с приоритетами работы с молодежью, определенными Министерством образования Российской Федерации и закрепленными в Федеральной целевой программе «Молодежь России», а также в той или иной мере в региональных аналогичных программах. Можно выделить следующие:

1). Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. В этой области молодежное движение России, так же как и государственная власть имеют определенный опыт, накопленный годами работы еще со времен СССР и комсомола. Так, патриотическое поисковое движение возникло оно на рубеже 60х – 70х годов и охватило практически все боевые регионы Советского Союза и не только. Появились поисковые отряды, деятельность которых включала в себя не только активный поиск, но и полевые экспедиции по поиску, захоронению и перезахоронению погибших защитников Отечества. С помощью ЦК комсомола были организованы первые Всероссийские Вахты Памяти в 1988-1991 гг. Постепенно официальные лидеры подростков и молодежи – ВЛКСМ и пионерская организация утратили прежние позиции, но поисковое движение не умерло, напротив, география поиска стала расширяться. Благодаря усилиям поисковых общественных организаций в 1993 году в РФ выходит Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Законе исполнителями поисковой работы названы именно общественные объединения. Новый уровень в поисковом движении обеспечила государственная поддержка и придала ему определенный государственный статус. [34]

В октябре 1992 года в г.Москве был проведен первый учредительный слет детско-молодежного общественного движения «Юные патриоты России". Движение ЮПР имеет гуманистическую направленность. Основными направлениями и формами деятельности являются : проведение мероприятий, связанных с памятными датами, событиями военной истории, боевыми традициями армии и флота, проведение соревнований по оборонно-техническим и военно-прикладным видам спорта, подготовка и проведение детско-юношеских игр «Зарница» и «Орленок», поисковая работа по увековечению памяти героев, шефство над памятниками, оказание помощи ветеранам. [35]

Важное место в гражданско-патриотическом воспитании занимают организации исторической направленности, воссоздающие материальные и духовные традиции, проводящие экспедиции и историко-познавательные молодежные лагеря. Так, молодежная организация «Штандартъ проект» приглашает молодых людей учиться строить макеты исторических деревянных судов и плавать на них, участвуя в международных и российских регатах.

2).Социальная поддержка и решение социально-экономических проблем молодежи. В регионах России при участии общественных организаций создаются клубы молодой семьи, где молодые люди могут получить психологическую и юридическую помощь, расширить круг общения; в Московской области, например, уже несколько лет проводится областной конкурс молодых семей. Животрепещущей, но, к сожалению, пока не решенной проблемой остается обеспечение жильем молодых семей, большую роль в разработке решения которой играет Союз Молодежных Жилищных Комплексов России, которому предстоит развить то, что было начато организациями МЖК в СССР; так, была проведена аттестация незавершенных объектов строительства МЖК, начатых до 1992 года. Действенная экономическая помощь молодым людям в организации их занятости - это создание сети молодежных бизнес-инкубаторов, формирующие новые рабочие места, которые также регистрируются в форме молодежных общественных организаций. Несколько лет работает семейный молодежный бизнес-инкубатор "Домострой-2" в г. Кирове, Егорьевский и Подольский бизнес-инкубаторы. Помимо того, идет работа по экономическому образованию молодых людей: например, Волгоградская областная общественная организация «Достижения молодых» призвана дать молодым людям знания по основам рыночной экономики, научить решать вопросы управления путем проведения семинаров для преподавателей экономики в школах, работы со школами по развитию программы, проведения соревнований по компьютерному моделированию экономики и менеджмента, научно-практических конфреенций, создания воскресных школ и очно-заочных классов по экономике. [36]

В последнее время разрослась до вопроса государственной безопасности проблема борьбы с наркоманией и правонарушениями среди молодежи. При этом федеральные программы по борьбе с преступностью, программа «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту» в основном исполняются правоохранительными органами и не ориентированы на профилактические меры. Со стороны же молодежных организаций должен быть сделан акцент не столько на преодоление негативных последствий, а на их профилактику, развитие образа жизни, альтернативного антисоциальному, иначе кардинальных изменений в ситуации с молодежными правонарушениями не произойдет. Так, Российский Союз молодежи среди прочих своих программ реализует программу «Спасибо, нет!» Это профилактическая программа по предотвращению вредных привычек у молодежи, формированию ценностного отношения к себе, собственному здоровью и здоровью других людей путем предоставления молодежи понятной для нее, достоверной информации о влиянии психоактивных веществ на организм подростка, организации школ профилактики, осуществлению альтернативной активной деятельности вместе со сверстниками. [37] Весомый вклад в реализацию программ первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи вносят студенческие общественные организации. При координации студентов технических специальностей создаются центры информационного обеспечения профилактической антинаркотической работы, а с помощью студентов юридических специальностей осуществляется правовое обеспечение. Подобная практика привлечения студентов к работе по первичной профилактике наркомании через систему общественных студенческих организаций хорошо себя зарекомендовала в Новосибирской области в рамках областной программы профилактики наркомании среди молодежи. [38]

Учитывая, что молодежь – категория населения, не только нуждающаяся в помощи, но и способная оказать ее, идет развитие волонтерского движения молодежи. Так, в Ростове-на-Дону молодежное объединение – добровольческий отряд студентов и старшеклассников «Кредо» - оказывает безвозмездную помощь нуждающимся путем проведения социально-значимых акций, в работе участвуют молодые волонтеры от 14 до 18 лет как из благополучных, так и из проблемных семей, постепенно вовлекая в эту деятельность и старших воспитанников приюта. Ребята имеют возможность почувствовать собственную значимость, способность что-то изменить в окружающем мире и принести реальную пользу. Участие в добровольческих акциях способствует развитию у подростков чувства гражданственности, активной жизненной позиции. [39]

3).Интеллектуальное, культурное и физическое развитие молодежи. Этим направлением занимаются практически все многоцелевые молодежные организации и множество досуговых и творческих объединений. Например, Волгоградская областная общественная организация «Созвездие талантов» имеет своей целью формирование свободно ориентированной личности, способной к разнообразной творческой, интеллектуальной, социально значимой деятельности путем создания особой развивающей среды в рамках инновационной модели «творческие дачи».[40] Уже несколько лет РСМ проводит программу «Российская студенческая весна». призванную служить поощрению и развитию творчества студенческой молодежи. Молодежные общественные организации при поддержке государства проводят спортивные соревнования, в том числе по различным видам единоборств, военно-техническим видам спорта, автомобилизму, фестивали авторской песни, самодеятельных театральных коллективов, чемпионаты по брейк-дансу и конкурсы граффити, выставки молодых художников и фотографов. В современных условиях особое значение приобретает развитие информационного обеспечения молодежи – во многих областях и районах существуют молодежные издания и газеты, а та же РСМ на основании Соглашения о партнерстве с Федерацией Интернет-образования в рамках проекта «Поколение.ru» создает сеть Интернет-клубов для рабоы с молодежью.

Молодежная политика в развитых странах включает в себя, как известно, еще и специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, подчас массированную пропаганду здорового образа жизни. Организация Объединенных Наций в своих документах выразила краткую формулу молодежной политики тремя основными понятиями: “участие, развитие, мир”. “Участие” подразумевает вовлеченность самой молодежи в выработку и реализацию государственной политики, “развитие” – направленность государственных программ на развитие человеческого потенциала, долговременные инвестиции в молодое поколение, на создание гарантий его профессионального становления, защиту семьи и здоровья. “Мир” - необходимое условие нормального развития страны и общества.

Реализацию всех этих приоритетов молодежной политики органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют совместно с молодежными организациями. Однако взаимодействие государства с молодежными организациями не исчерпывается совместным проведением тех или иных мероприятий. Государство на конкурсной основе оказывает прямую поддержку существующих и содействие появлению новых общественных объединений молодежи. В целях эффективности взаимодействия с общественными объединениями Министерством образования РФ подготовлены и заключены соглашения о сотрудничестве с рядом общероссийских общественных организаций: Национальным Советом молодежных и детских объединений России, Российским Союзом Молодежи, Ассоциацией студентов и студенческих объединений, Ассоциацией учащейся молодежи «Содружество», общероссийской общественной организацией «Интеграция».

В Ярославской области, например, в 1998 г. была оказана государственная поддержка в реализации 14 проектов и программ молодежных и детских объединений, в мероприятиях по проектам участвовали 11,5 тыс. молодых граждан. Поддержка осуществляется и на уровне местного самоуправления прежде всего в крупных городах. В Омске, например, действуют 115 зарегистрированных молодежных и детских объединений, а также незарегистрированные ассоциации, объединения. Постановлением главы городского самоуправления определены такие формы поддержки общественных объединений, как гранты, субсидии, дотации, совместные проекты и программы, методическая, организационная, информационная помощь, частичное финансирование мероприятий и программ, поддержка инициатив, включение программ молодежных объединений в программы реализации государственной молодежной политики в городе. С 1994 по 1998 г. количество общественных объединений детей и молодежи возросло в 7 раз. Подобная динамика присуща большинству регионов. [41]

Государственные органы по делам молодежи способствуют молодежным организациям в обучении молодежных лидеров. Лидеры организованных групп молодежи составляют главный ресурс для пополнения российской политической, административных и других элит. Целенаправленная работа государственных структур по поощрению их инициативы и подготовке наиболее способных из них для работы в структурах власти – залог стабильного поступательного развития страны. Так, в Республике Башкортостан уже многие годы реализуется программа "Лидер". Основными ее целями являются: поиск и подготовка лидеров для детских и молодежных общественных организаций и объединений; развитие, воспитание и обучение социально активных молодых кадров в сферах экономики, бизнеса, политики и управления. Создана Республиканская школа молодого лидера, в которой используются интенсивные методы обучения, управленческие, деловые, имитационные, ролевые игры, тренинги, конкурсы, дискуссионные клубы, творческие мастерские, теоретические и практические занятия. Действуют городские и районные школы молодых лидеров, школа менеджмента, молодежный бизнес-клуб. С участием лидеров и представителей общественных объединений создаются общественные советы, «круглые столы», координационные советы, в компетенции которых вопросы молодежной политики и взаимодействия государственных органов и общественных объединений. Проводились межрегиональные ярмарки, форумы и фестивали молодежных и детских общественных объединений Северо-Западного региона России (22-25.10.2001, г.Мурманск), Поволжья (18-20.05.2002, г. Новочебоксарск), Юга России (17-20.05.2002, г.Ростов-на-Дону).[42]

Важным направлением реализации молодежной политики государства является активное сотрудничество и участие в выработке направлений молодежной политики вместе с международными организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Союза и др.). Госкоммолодежи России активно работает в Межправительственном комитете по сотрудничеству в молодежной сфере Совета Европы, с Европейскими Молодежными Центрами в Страсбурге и Будапеште, руководством Европейского Молодежного Фонда. В программе международных молодежных обменов участвуют не только специалисты государственных органов власти, но и представители молодежных объединений России.