59, 60. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
При всем многообразии взглядов политику чаще всего трактуют как борьбу за власть, понимая последнюю как способность навязать другим решения, которые могут не совпадать с их интересами. К этому следует добавить нежелание уничтожать противника и наличие общей «сферы интересов», за власть, над которой и развертывается борьба. Поэтому сегодня следует трактовать политику как конкуренцию различных, организационно-управленческих центров. В этом смысле политика оказывается содержательной, а борьба за власть превращается в политиканство. Это понятие политики возможно лишь в открытом обществе. В закрытом обществе имеет место не политика, а политиканство
К настоящему времени сложилось 5 парадигм
теологическая
натуралистическая (географическая, биологическая и психологизаторская)
социальная
рационально-критическая
постмодернистская.
Важную роль играет прогнозирование и моделирование политических процессов. Прогноз опирается на знание реальных взаимосвязей (прежде всего, закономерностей), не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность, то есть это вероятностное знание, и степень достоверности которого зависит от ряда факторов:
а) от срока предполагаемого
б) обоснованность прогнозируемого явления знанием соответствующих закономерностей, традиций, менталитета и т. п.
в) насколько оно системно и учитывает всю сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.
Политическое прогнозирование – процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.
Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.
Принято выделять два типа прогнозов, в которых по-разному сочетаются экстраполяция (предвидение) и целеполагание: поисковый и нормативный.
Поисковый прогноз описывает возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий. Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций.
Нормативный прогноз связан с постановкой целей. Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.
Методы политического прогнозирования: метод экспертных оценок (данные совокупности индивидуальных мнений экспертов), «метод Дельфи» (математическая обработка объективных знаний с учетом субъективных взглядов), метод экстраполяции (умозрительное продление на будущее имеющихся тенденций), метод аналогии (аналогичный опыт других государств), метод имитационного моделирования (создается упрощенная модель и с помощью ЭВМ исследуется ее эволюция).
- Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии
- История политических учений в Древнем мире
- История политических учений в Средние века
- История политических учений: политические концепции Нового Времени
- История политических учений: становление американской политической мысли
- История политических учений: европейские политологические школы XX века
- 7 Современные политологические школы в России
- 8 Политическая жизнь и властные отношения
- Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики
- Методы исследования в политологии.
- 11. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
- 12. Современные политологические школы.
- 13. Политика: понятие, сущность, происхождение.
- 14. Факторы, влияющие на политику
- 15. Властные отношения. Виды власти.
- 16. Специфика политической власти, ее происхождение.
- 17. Виды политической власти, государственная власть.
- 18. Негосударственная политическая власть в современной России.
- 19. Политическая власть и политика. (к14-15, 17-18 вопрсоов- подмаривайте туда)
- 20. Гражданское общество, его происхождение и особенности.
- 21. Взаимодействие государства и гражданского общества.
- 22. Особенности становления гражданского общества в России.
- 23. Институциональные аспекты политики: происхождение политических институтов.
- 24. Политическая система общества.
- 25. Государство – основной институт политической системы.
- 26. Политические институты в современной России
- 27. Правовое государство.
- Социальное государство.
- Формы государственного правления в современном мире.
- Формы устройства государства.
- Особенности российского федерализма.
- Понятие «политический режим». Типология политических режимов.
- Тоталитаризм: сущность и формы.
- Авторитарный режим и его характеристики.
- Демократия как форма политического режима.
- 36.Проблемы функционирования современной демократии.
- 37. Политический режим в современной России.
- 38.Теория разделения властей и практика ее реализации.
- 39.Избирательная система Российской Федерации.
- 40.Сущность и функции современных политических движений и организаций, их типология.
- 41.Политические партии: функции, тенденции развития.
- 42.Типология политических партий и партийных систем.
- 43.Становление многопартийности в России.
- 45 Социокультурные аспекты политики.
- 46 Политика и личность.
- 47 Понятие и основные этапы политической социализации.
- 48 Права и свободы личности, механизм их реализации.
- 49 Сущность политического лидерства, его природа. Функции современного лидера.
- 50 Политическая элита и ее роль в политической жизни общества.
- 51 Политическая элита России. Источники и проблемы формирования.
- 52 Политические конфликты и способы их разрешения.
- 54. Политическая модернизация
- 55. Международные отношения и мировая политика
- 56. Содержание и принципы международной политики
- 57.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации
- 58. Национальная безопасность России. Проблемы ее укрепления.
- 59, 60. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.