logo search
13-10-2013_15-17-12 / Государство и молодежные организации

4.Осуществление государством надзора и контроля над молодежными организациями. Противодействие молодежному экстремизму.

Однако в обязанности государства входит не только создание условий для нормального функционирования молодежных организаций и сотрудничество с ними. Его обязанностью как главной властвующей и организующей силы является осуществление надзора и контроля за деятельностью молодежных организаций, во избежание развития среди них течений антигосударственной, антисоциальной, экстремистской направленности. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее ФЗ) экстремизмом со стороны общественных объединений или иных организаций считается деятельность, направленная на: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности».[52]

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по двум основным направлениям:

1). Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности (ст.3 ФЗ). В соответствии с Законом субъектами противодействия являются в пределах своей компетенции органы государственной власти и местного самоуправления (ст.4 ФЗ). Однако именно в разрезе профилактики неоценима роль молодежных общественных организаций, ориентированных на положительные, просоциальные ценности – гражданско-патриотическое воспитание, изучение отечественной и мировой истории и культуры, охрану окружающей среды и памятников истории и культуры, организацию занятости и социальной поддержки «проблемной» молодежи, развитие международного сотрудничества молодежи. Важно, чтобы вступление в ряды экстремистских организаций не было единственной возможностью самореализации молодых людей, не подчиненной полному государственному контролю, так как подобное отношение и привело некогда к практическому отождествлению в России молодежных организаций и тайных преступных сообществ. Между тем, например, в Воронежской области, где на сегодняшний день обосновалась крупная ветвь движения РНЕ, и каждый апрель (ближе к датам рождения и смерти Гитлера) весь город содрогается перед выступлениями «скинхедов», в 17 районах из 22 нет ни одного подросткового клуба, состояние 68 клубов Воронежа оценивается как аварийное. Каждый третий зарегистрированный безработный в регионе — молодой человек. Набрать в Воронежской области для призыва на службу в Президентский полк один раз в год всего 30 физически крепких несудимых молодых людей — всё более проблематично. Из кого выбирать, если, по данным объективных исследований, количество наркоманов приближается к жуткой цифре — 60 тысяч человек. [53]

Россия может избежать волны молодежного экстремизма лишь при условии создания и функционирования системы легальных молодежных политических организаций на всем протяжении политического спектра, исключая радикалов. В то же время попытки исполнительной власти сформировать такие организации «сверху» обречены на провал. В этом случае они неизбежно будут лишь выражать волю своих создателей и во всем с ними соглашаться. А ведь от молодежи как политической среды исходят импульсы не только в форме одобрения, но и в форме протеста. Последние, кстати, даже чаще: это обычное свойство юношеского максимализма. Организации, созданные властью, реализовать подобные импульсы просто не могут.

2). Выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Здесь субъектом противодействия выступают уже непосредственно властные структуры.

При наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке. (ст.6 ФЗ).

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету. (ст.8 ФЗ).

В случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора. (ст.9 ФЗ).

Также государство может приостановить деятельность общественного объединения с момента обращения в суд. В случае приостановления деятельности общественного или религиозного объединения приостанавливаются права общественного или религиозного объединения, его региональных и других структурных подразделений как учредителей средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением их использования для осуществления расчетов, связанных с их хозяйственной деятельностью, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов, сборов или штрафов, и расчетов по трудовым договорам. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу. (ст.10 ФЗ).

В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма. (ст.15 ФЗ).

Таким образом, государство во взаимодействии с молодежными организациями, кроме законодательного обеспечения основ их деятельности, координации, сотрудничества и поддержки, осуществляет также и властный контроль в соответствии с соображениями безопасности государства в рамках установленного правового режима.

На практике, работа с молодежью и неформальными молодежными организациями типа "Рок - клубов", "Скинхэдов", левацких группировок, ведется в основном силами правоохранительных органов, применяя по отношению к молодым людям 12-20 лет исключительно силовые методы воздействия.

При работе с этой категорией населения, в силу ряда психологических возрастных особенностей, применение силового метода дает обратный эффект - повышает авторитет неформальных лидеров экстремистских групп, подвергшихся репрессиям.

Методы агентурной работы, основанные на внедрении в молодежную среду "агентов влияния" и информаторов, применяемые правоохранительными органами, в силу ряда психологических возрастных особенностей, также не дают должного долговременного эффекта. В контексте общих задач государственной молодежной политики, в основе профилактики негативных явлений в молодежной среде должна быть прежде всего деятельность органов государственной власти всех уровней по обеспечению права молодежи на образование и труд, на доступ к лучшим образцам отечественной и мировой культуры, массовому спорту.

Заключение.

С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в 1998-1999 годах в главных чертах подтвердила верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне, впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию систематического корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовалось программирование деятельности государства в области государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, меры государственной молодежной политики все это время отодвигались назад, откладывались на будущее под давлением финансового кризиса, но в большей мере как следствие недооценки органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющегося представления о затратном характере вложений в молодежь. По-прежнему молодежь воспринимается как социально ущербная группа, а ее поддержка в незначительной степени является стимулированием инициативной, инновационной деятельности молодых россиян, их общественных объединений.

Многие общественные проблемы осмысливаются при принятии управленческих решений без учета того, что это проблемы, затрагивающие интересы преимущественно молодежи. Таковы основные вопросы государственной демографической политики, государственной семейной политики. Слабо учитывается в мероприятиях федеральной миграционной политики то, что почти половину всех прибывших в Россию и выбывших из страны составляют молодые люди от 14 до 29 лет.

Список использованных материалов

1. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

2. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

3. Положение об Общественной Молодежной Палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждено Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 июля 2001 г. № 1742-III ГД.

4. Инструктивное письмо Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 24.04.2003 № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

5. Доклад: "Значение работы детских и молодежных общественных организаций в реализации молодежной политики Государства". Докладчик: Председатель комитета по молодежной политики ОПСО, Председатель Всероссийского Православного Молодежного Движения в Свердловской области - Иннокентий Григорьев.

6. Документы и материалы 1 Всероссийского семинара-совещания «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации 29 января-1 февраля 2003 года, Рязанская область. Куприянова Г.В., руководитель Департамента по молодежной политики Министерства образования России.

7. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год. Аналитический обзор. // «Вестник молодежной политики», № 3-4/2003.

8. Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. Москва, «Логос», 2002.

Гороховская И.В., Гороховский Е.И. Состояние и перспективы развития детского и молодежного движения Вологодской области.

Коршунова О.С. Политическая социализация детей и молодежи в общественных объединениях.

Скоробогатова В.И. Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества.

9. Общественная палата Свердловской области. Сессия: "О проблемах детства и молодежной политики в Свердловской области. Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи". г. Екатеринбург 20 ноября 2002г .

10. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

11. Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы). Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

12. Тезисы научно-практической конференции «Пути и судьбы детского и молодежного движения» (17-18 мая 2002 года). Ростов-на-Дону, 2002.

Астоянц М.С. Детско-молодежное общественное объединение как действенное средство профилактики детской безнадзорности.

Пойманова З.И. Детское и молодежное движение Дона на современном этапе.

Федоров В.И.Роль детско-юношеских организаций в патриотическом воспитании детей и молодежи.

13. Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 – 1937гг. // «Русский мир», № 200/2002.

14. Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

15. Макарова Н., аспирантка кафедры отечественной истории МПГУ Студенческие корпорации первых российских университетов // Высшее образование в России N4/1999.

16.Метка цвета хаки. Общероссийская газета «Версты», № 44/2002.

17.Орехов К. От "Перелетных птиц" к "Зеленой свастике". // Журнал «ИNАЧЕ».

18.Рябухин С.Н., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, председатель Временной комиссии Совета Федерации по вопросам государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116), 2000.

19.Скоробогатова В. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116), 2000.

20.Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Санкт-Петербургский государственный университет, 1996.

21.Ушакин С. Университеты (у) власти.

22.Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. ООО «ТК Велби», 2002 г.

23. Материалы сайтов Интернета:

www.hrono.ru.

www.kansas.valueclick.com

www.kprf.ru.

www.ymca.com.

www.rusmol.org.

www.iyp.oxfam.org

www.aiparliament.org

[1] Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

[2] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского. Санкт-Петербургский государственный университет, 1996.

[3] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[4] Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

[5] Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

[6] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. Учебник. ООО «ТК Велби», 2002 г.

[7] Ушакин С. Университеты (у) власти.

[8] Макарова Н., аспирантка кафедры отечественной истории МПГУ Студенческие корпорации первых российских университетов // Высшее образование в России N4/1999.

[9] Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

[10] По материалам сайта www.ymca.com.

[11] Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 – 1937гг. // «Русский мир», № 200/2002.

[12] Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 – 1937гг. // «Русский мир», № 200/2002.

[13] Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 – 1937гг. // «Русский мир», № 200/2002.

[14] Деркаченко П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 – 1937гг. // «Русский мир», № 200/2002.

[15] По материалам сайта www.kprf.ru.

[16] Орехов К.От "Перелетных птиц" к "Зеленой свастике". // Журнал «ИNАЧЕ», по материалам сайта www.inache.ru.

[17] По материалам сайта www.kansas.valueclick.com

[18] По матириалам сайта www.hrono.ru.

[19] Скоробогатова В.И. Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. Москва, «Логос», 2002.

[20] Пойманова З.И.. Детское и молодежное движение Дона на современном этапе. // Тезисы научно-практической конференции «Пути и судьбы детского и молодежного движения» (17-18 мая 2002 года). Ростов-на-Дону, 2002.

[21] Скоробогатова В.И. Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. Москва, «Логос», 2002.

[22] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[23] Классификация О.С.Коршуновой, по статье «Политическая социализация детей и молодежи в общественных объединениях» // Молодежные и детские общественные объединения : проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. Москва, «Логос», 2002.

[24] Классификация И.В.Гороховской и Е.И.Гороховского. Состояние и перспективы развития детского и молодежного движения Вологодской области. // Молодежные и детские общественные объединения : проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений. Москва, «Логос», 2002.

[25] Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год. Аналитический обзор. // «Вестник молодежной политики», № 3-4/2003.

[26] Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы). Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

[27] Информация о реализации государственной молодежной политики в 2002 году и перспективах на 2003 год. Аналитический обзор. // «Вестник молодежной политики», № 3-4/2003.

[28] Скоробогатова В. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества.. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116), 2000.

[29] Министерство образования РФ. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Москва, 2002.

[30] По материалам сайта www.rusmol.org.

[31] Рябухин С.Н., заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, председатель Временной комиссии Совета Федерации по вопросам государственной молодежной политики. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116)- 2000 . -

[32] Доклад: "Значение работы детских и молодежных общественных организаций в реализации молодежной политики Государства". Докладчик: Председатель комитета по молодежной политики ОПСО, Председатель Всероссийского Православного Молодежного Движения в Свердловской области - Иннокентий Григорьев. // Общественная палата Свердловской области. Сессия: "О проблемах детства и молодежной политики в Свердловской области. Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи". г. Екатеринбург 20 ноября 2002г

[33] Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. Москва, «ГОЛОС», 2001.

[34] Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы) Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

[35] В.И.Федоров. Роль детско-юношеских организаций в патриотическом воспитании детей и молодежи. Тезисы научно-практической конференции «Пути и судьбы детского и молодежного движения» (17-18 мая 2002 года). Ростов-на-Дону, 2002.

[36] Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы) Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

[37] Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы) Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

[38] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[39] Астоянц М.С. Детско-молодежное общественное объединение как действенное средство профилактики детской безнадзорности. // Тезисы научно-практической конференции «Пути и судьбы детского и молодежного движения» (17-18 мая 2002 года). Ростов-на-Дону, 2002.

[40] Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области. (10-летний опыт. Проблемы. Перспективы) Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области. Государственное учебное учреждение «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы». Волгоград, 2001.

[41] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[42] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[43] . Скоробогатова В., Первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты. //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116)/ 2000 .

[44] Инструктивное письмо Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 24.04.2003 № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

[45] По материалам сайта www.iyp.oxfam.org

[46] По материалам сайта www.aiparliament.org

[47] Инструктивное письмо Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 24.04.2003 № 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации.

[48] Положение об Общественной Молодежной Палате при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Утверждено Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 4 июля 2001 г. № 1742-III ГД.

[50] Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации. Министерство образования РФ. Москва, 2002.

[51] Куприянова Г.В., руководитель Департамента по молодежной политики Министерства образования России. // Документы и материалы 1 Всероссийского семинара-совещания «Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации 29 января-1 февраля 2003 года, Рязанская область.

[52] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

[53] Метка цвета хаки. Общероссийская газета «Версты», № 44/2002.