logo search
геополитка целиком

Тема 3. Категории геополитики

Целевая установка: Раскрыть сущность основных категорий геополитики. После изучения данной темы слушатели смогут:

назвать основные категории геополитики;

объяснить важность изучения категорий геополитики.;

охарактеризовать сущность каждой категории и практическую значимость.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

3.1. «Пространство»

3.2. «Территориальность»

3.3. Геополитическое пространство

3.4. Граница

3.5. Национально-государственные интересы

3.6. Безопасность

3.7. Сила (мощь) государства

Опорный конспект

Категория – (от греческого – высказывание, признак) – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Категориальный аппарат современной геополитики достаточно богат и разнообразен. Она использует как категории, пришедшие из географии, военных наук, философские понятия, так и выработанные собственные.

3.1. «Пространство»

Ответ 1. (начало). Одной из основных категорий в геополитике является географическая категория «пространство» и ее измерение:

территориально-географическое измерение пространства (размер территории, ее преимущественно континентальное или морское расположение, рельеф, численный и этнический состав населения страны, характер природных ресурсов, особенности климата);

воздушно-космическое измерение пространства (воздушные границы, способность их контролировать, освоенность воздушных транспортных трасс, способность государства использовать космическое пространство, наличие воздушного и космического флота, способность контролировать околоземное пространство, потенциальная возможность межпланетной экспансии);

политическое измерение пространства (политические и административные границы, в пределах которых ярко выражен контроль над определенной территорией и проживающим там населением);

экономическое измерение пространства (экономическое влияние государства и национальных капиталов в ближнем и дальнем зарубежье, присутствие в экономике других стран, распространение и конвертируемость национальной валюты за рубежом, количество прямых и портфельных инвестиций и собственности на недвижимость в других странах);

культурно-информационное измерение пространства (расположение государства в «умах» людей, распространенность национального языка и культуры за пределами «своего» государства, возможность доносить свою точку зрения на происходящие в мире события, популярность достижений национальной культуры и ее влияние в ближнем и дальнем зарубежье, а также в Интернете, присутствие в информационном пространстве других стран, присутствие информации органов государственной власти в виртуальном пространстве Интернета). Ответ 1. (окончание).

В геополитике часто используется категория «жизненное пространство» (введенная К.Хаусхофером) - обозначающая минимальный территориальный объем, позволяющий народу достигать своих исторических и политических целей.

3.2. «Территориальность»

Территориальность – это совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания, чтобы не допустить в него посторонних. Феномен территориальности, замеченный у животных, характерен и для жизнедеятельности людей. Люди, живущие в самых различных частях света, обнаруживают «пространственные потребности» и объявляют своей собственностью территории, которые посторонние лица без специального разрешения посещать не могут. Таким образом, обособляются территории частных домов и приусадебных участков, улиц и городов. Существуют и более крупные территориальные образования – районы и области, графства и штаты и т.п. Они, в свою очередь, образуют страны. Каждая страна имеет свою собственную территорию с четко обозначенными границами и пограничной службой, охраняющей эту территорию. Жители каждой территории объединены чувством приверженности к району своего обитания. История знает множество случаев, когда из-за территориальных споров происходили серьезные инциденты и начинались войны.

К территориальной организации общества принято относить:

семейные территории, распространенные в условиях традиционных обществ первобытного типа;

территориальные общины (территориальные коллективности) проявляли себя в родоплеменных формах совместной деятельности, а сегодня в различных формах местного самоуправления;

государственные территориальные организации;

надгосударственные территориальные организации (Европейский Союз, Организация Объединенных Наций).

В период Средневековья отношения между государством и территорией рассматривались как отношения верховного владения, в процессе перехода к индустриальному обществу возобладал другой подход, согласно которому территории стали трактоваться как пределы государственной власти и стало вырабатываться понимание многообразия видов территории.

Ответ 2. (начало). К середине XX в. сложилось устойчивое представление о следующих видах территорий:

государственные,

международные,

со смешанным режимом,

с переходным режимом,

административные (части государства). Ответ 2. (окончание).

Первые четыре вида территорий оформляются в связи с существующим правовым режимом в международных отношениях, а последний - отражает конституционные принципы внутреннего устройства.

Важной пространственной категорией в геополитике является государственная территория. Государственная территория – это часть земного шара, над которой осуществляет суверенитет определенное государство, являющаяся одновременно как политическим пространством, т.е. пространством, где государство осуществляет суверенную власть, так и географической естественной средой. Это означает, что государственная власть в пределах своей территории обладает верховенством и не зависит от любых других сил и обстоятельств. Однако такое представление следует отнести к идеальной, существующей скорее в теории модели. На практике на государственный суверенитет международным сообществом накладываются определенные ограничения. Они связаны с обязательствами, которые принимают на себя государства, заключая международные договоры, вступая в международные организации (например, обязательства, которые приняла на себя Российская Федерация, вступая в Совет Европы и т.п.).

Государственная территория включает в свой состав сушу и водное пространство в рамках границ государства, а также воздушное пространство над сушей и водами и лежащие под ними недра.

Величина сухопутной территории, которую занимает государство на планете является одним из важнейших показателей, во многом определяющим место страны в иерархии международных отношений, ее политику на мировой арене и национальные геополитические интересы. Размер сухопутной территории государства в геополитике всегда сопряжен с численностью населения страны. Это сопряжение фиксируется еще одним важным геополитическим показателем – плотностью населения, т.е. числом жителей на 1 кв. км.

В современном мире есть территориальные государства-гиганты, имеющие высокую или относительно высокую плотность населения. Как правило, такие страны имеют значительный вес в мировой политике и в глобальном развитии.

Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние и территориальные. К внутренним водам относят:

водные пути (реки, водохранилища, каналы), расположенные в пределах государственных границ;

моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства;

морские порты, рейды, бухты, заливы, вход в которые не превышает 24 морские мили, при условии, что их берега принадлежат одному государству.

Территориальные воды – это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.

Исключительная экономическая зона – это район мирового океана, который находится за пределами территориальных вод и прилегает к ним. Ширина этой зоны не должна превышать 200 морских миль. В пределах исключительной зоны прибрежное государство имеет суверенные права: разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также управления ими, осуществления научных исследований, создания искусственных островов и сооружений и т.п.

Воды, входящие в состав государственной территории имеют большое геополитическое значение:

внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) во многих случаях выполняют роль геостратегических линий развития государства: по ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются города, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние водные артерии играют роль естественных преград при обороне государства;

территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и в мировую систему морских коммуникаций;

исключительная экономическая зона часто позволяет государствам решать важные задачи, связанные с обеспечением энергоресурсами, сырьем, продовольствием и т.д.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией. Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющего его от космоса, т.е. на высоте 110 км. Однако фактически эта граница связана с возможностью эффективного контроля за воздушным пространством со стороны государства. Сегодняшние средства ПВО позволяют эффективно контролировать высоты не более 40-50 км. Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникаций и обороны страны.

Арктическая территория (зона Северного Ледовитого океана). Арктика разбита на пять «полярных секторов» между Норвегией, Данией (о. Гренландия), Канадой, США и Россией. Все земли и острова, а также ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории одной из перечисленных пяти стран.

Недра во многом определяют сырьевой и энергетический потенциал государства.

Международные территории – это пространства, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. К международным территориям традиционно относятся:

открытое море,

Антарктика,

воздушное пространство над открытым морем,

дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции,

космическое пространство, включая Луну и другие космические тела.

Правовой режим таких территорий обеспечивается специальными международными органами, например Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Территории со смешанным режимом. Речь идет о континентальном шельфе и морских экономических зонах, в отношении которых за каждым прибрежным государством закреплены права на разведку и разработку природных ресурсов.

Территории с переходным режимом также относятся к сфере международного права. Различают: несамоуправляющиеся территории, подмандатные и подопечные территории, территории с неопределившимся статусом, ничейные территории (например, до 1920 г. таковыми были острова Шпицберген) и территории, в отношении которых осуществляются совместные суверенитеты (кондоминиумы). К таким территориям относятся протектораты, колонии и доминионы.

Административные территории предполагают правовой режим внутреннего территориального устройства. Например, территории субъектов Федерации в России.

Неконтролируемые территории. Этот термин применяется для характеристики территорий, которые, де-юре являясь частью государств, фактически таковыми не являются. Причины возникновения таких территорий:

распад многонационального государства,

самоопределение региона с особой этнокультурной структурой населения,

гражданская война и (или) иностранная вооруженная интервенция,

деятельность криминальных и террористических группировок.

Основными типами неконтролируемых территорий считаются:

квазигосударства, которые обладают всеми атрибутами государственности и власти которых полностью контролируют свою территорию. Однако юридически квазигосударства не являются признанными и, соответственно, принятыми в ООН;

районы с неустойчивыми границами, которые находятся под контролем полевых командиров, криминальных лидеров, местных князьков и т.п.

3.3. Геополитическое пространство

Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктикой составляют мировое геополитическое пространство.

Ответ 3. (начало). Геостратегический регион образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Ответ 3. (окончание).

Геополитический регион – это часть геостратегического региона, отличающаяся наиболее тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями.

Важную роль в формировании геополитического пространства играют так называемые геостратегические линии – оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе. В качестве таких линий обычно выступают: сухопутные и морские коммуникации, направления распространения культур, религий, идеологий; линии сотрудничества или соперничества между государствами.

Пространство, контролируемое государством или их союзом, называют геополитическим полем. Выделяют следующие геополитические поля:

эндемическое (от греческого endemos – местный) поле – пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи;

пограничное поле - территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои;

перекрестное поле – пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств;

тотальное поле – непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности;

геополитическая опорная точка – место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами;

метаполе – пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами.

3.4. Граница

С категориями «пространство» и «территория» в геополитике тесно связана категория «граница». С юридической точки зрения граница – это линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом разрезе под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе.

Границы подразделяются на естественные и искусственные. Естественные границы – физические характеристики местности, способные служить основой политических границ. Например: реки, моря, горные хребты и т.п. Искусственные границы – рубежи, не связанные с естественными, созданными природой преградами. Устанавливаются чаще всего в соответствии с межгосударственными соглашениями и обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений.

По традиции в геополитике отдается предпочтение естественным границам перед искусственными. Среди естественных границ выделяются сухопутные и морские. Выгодность естественных сухопутных границ обратно пропорциональна их длине, а морские границы характеризуются прямой пропорциональной зависимостью этих двух параметров.

Ответ 4. (начало). Границы выполняют важные геополитические функции:

-разделяют зоны действий национальных суверенитетов;

-служат рубежами передовой обороны государств;

- выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д. Ответ 4. (окончание).

Примыкающие к границе территории, так называемые пограничные зоны, имеют не только особый правовой, но и геополитический статус. Здесь сходятся силовые векторы и концентрируются национальные интересы различных государств. В случаях, когда сходятся интересы крупнейших держав или их союзов, в качестве пограничных зон могут выступать целые государства, которые в геополитике называют буферными.

3.5. Национально-государственные интересы

Ответ 5. (начало). Одним из ключевых понятий геополитики является категория «национально-государственный интерес», суть которого состоит в осознании и понимании нацией и государством как своей сущности и природы, так и особенностей внешнего окружения. В национально-государственных интересах выражены потребности нации в самосохранении как культурно-исторической общности, в поддержании своих общественных и государственных институтов, в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства. Эти потребности основаны на геополитическом положении государства, экономическом укладе, культуре и т.п. Национально-государственные интересы имеют объективно обусловленную природу, не зависящую в своей основе от воли и программных целей пребывающих у власти политических сил или партий. Их объективные составляющие с точки зрения геополитики заключаются в обеспечении и (или) сохранении контроля над наиболее значимыми в контексте экономических интересов и интересов национальной безопасности пространствами. Ответ 5. (окончание). Большую роль играет и историческая преемственность. Национально-государственные интересы, меняясь в каких-то характеристиках вместе с внутренними и внешними изменениями, остаются в то же время сравнительно постоянной величиной в системе ценностей, определяющих действия любого государства и народа.

В качестве государственных интересов могут выступать наращивание ресурсной базы, а на ее основе – экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны.

В качестве механизма реализации государственных интересов иногда рассматривают следующие действия на международной и внутренней арене: экспансия (активная, пассивная (ползучая)); создание новых коалиций, союзов с другими государствами; укрепление национальной геополитической силы.

Экспансия – территориальные приобретения, установления сфер влияния (военно-политических, торговых, финансовых, культурно-идеологических, информационных).

3.6. Безопасность

На практике национально-государственные интересы тесно связаны с категорией «безопасность». Международная безопасность – состояние международных отношений, обеспечивающее стабильность развития, защищенность от внешних угроз, обеспечение суверенитета и независимости всех государств, признанных мировым сообществом.

Ответ 6. (начало). Основными способами обеспечения международной безопасности являются:

двухсторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами;

объединение государств в многосторонние союзы;

функционирование международных организаций, региональных структур и институтов для поддержания международной безопасности;

демилиторизация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях. Ответ 6. (окончание).

В зависимости от масштабов проявления различают следующие уровни международной безопасности: национальный, региональный, глобальный.

Национальная безопасность представляет собой такое положение страны, при котором исключаются угроза войны и посягательств на ее суверенитет, независимость, территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики,

Отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества. Понятие «национальная безопасность» предполагает также наличие системы представлений относительно наиболее серьезных угроз для самого существования государства и нации, а также способов их парирования. Перечень угроз и мер их отражения обычно описывается в Концепции национальной безопасности. Соображения национальной безопасности определяют те пределы уступок и компромиссов, за которыми лежит готовность государства отстаивать ее с использованием силовых методов.

Одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика – деятельность государства на мировой арене, направленная на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений.

Региональная безопасность – составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообществ, как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба и посягательств на суверенитет и независимость государств региона.

Глобальная безопасность – комплекс мер по поддержанию устойчивости мирового развития и защищенности человечества от опасностей всемирного масштаба, угрожающих его существованию, или способных привести к резкому ухудшению условий жизнедеятельности на планете.

Важными направлениями укрепления глобальной безопасности являются:

разоружение и контроль над вооружениями;

защита окружающей среды;

содействие экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран;

эффективная демографическая политика;

борьба с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;

предотвращение и урегулирование этнополитических конфликтов;

сохранение культурного многообразия в современном мире;

обеспечение соблюдение прав человека;

освоение космоса и рациональное использование богатств мирового океана и т.п.

3.7. Сила (мощь) государства

Категория «сила государства», «мощь государства» являются важным элементом геополитического анализа. Категория «сила» отражает чрезвычайно сложное и многофакторное геополитическое явление. С одной стороны, сила государства – это способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития. Геополитики выделяют следующие реальные компоненты, которые формируют то, что можно определить как силу или мощь государства:

географическое положение;

его естественные ресурсы;

промышленный потенциал;

количество и качество вооруженных сил;

людские ресурсы (демографический фактор);

национальный характер;

национальную мораль;

качество дипломатии;

уровень государственного управления.

Такой подход к определению мощи государства получил название атрибутного, поскольку, применяя его, исследователь основное внимание сосредоточивает на изучении наиболее существенных свойств феномена силы государства. Практика международных отношений показывает, что формализованное, количественное измерение основных параметров мощи государства не всегда позволяет адекватно оценить соотношение сил между различными странами в конкретной исторической ситуации, в определенный момент времени.

В современное время мощь государства – это комплексный показатель взаимодействующих в системе факторов (военных, экономических, финансовых, культурно-идеологических и др.) и проявляющаяся в процессе взаимодействия с государствами и оцениваемая по их результатам.

Адекватная оценка силовых соотношений между государствами современного мира тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе. Развитие цивилизаций предопределяет сосуществование и взаимодействие государств, находящихся в «разных весовых категориях». В зависимости от масштабов решаемых геополитических задач можно выделить:

сверхдержавы, т.е. государства, имеющие возможность и необходимость отстаивать свои национальные интересы по всему Земному шару. Сверхдержава обладает военным, экономическим и культурным потенциалом, позволяющим занимать ведущие в мире позиции и заставить все страны мира учитывать ее интересы и интересы ее союзников;

великие державы, т.е. государства, имеющие интересы не только в соседних регионах, но и в ключевых регионах земли, но не по всему Земному шару. Потенциал великой державы позволяет активно отстаивать свои интересы и заставить другие страны считаться с собой и своими союзниками;

региональные державы, т.е. государства, имеющие интересы во многих районах, прилегающих к их границам. Потенциал позволяет влиять на ситуацию там, но недостаточен для серьезного присутствия в экономическом, культурно-информационном и политическом пространстве в этих районах.

Необходимость для государств контролировать те или иные объемы пространств (во всех его измерениях) предполагают наличие некоего равновесия в мире для обеспечения стабильности и определенного порядка в межгосударственных взаимоотношениях и в международных экономических контактах. В геополитике это принято называть балансом сил. Баланс сил может строиться:

биполярной основе (равновесие между двумя господствующими в мире или в большинстве регионов мира государствами);

на униполярной основе (доминирует одна сверхдержава);

на многополярной основе (существует несколько центров силы и влияния, которые взаимно гарантируют общее равновесие).

Нарушение сложившегося баланса всегда приводит к дестабилизации (войнам, переделу мира), до тех пор, пока не устанавливается новое равновесие сил, новый мировой порядок.

Мировой порядок – это правила игры, выражающиеся в представлениях о государственном суверенитете, системе договоров, принятых принципах взаимодействия, допустимых формах реализации национальных интересов и международном праве разделяемые субъектами мирового равновесия. Мировой порядок проявляется также в распределении ролей и влияния в глобальной иерархии государств.

Материалы для самостоятельной работы

Контрольные вопросы (для самопроверки):

1. Перечислите подходы к измерению геополитического пространства.

2. Перечислите виды территорий.

3. Определите границы геостратегического региона.

4. Какие геополитические функции выполняет граница?

5. Охарактеризуйте сущность категории «национально-государственный интерес».