logo search
12477

14. Политические воззрения европейских мыслителей XIX – начала XX в. Г. Гегель, а. Токвиль, о. Конт, к. Маркс, г. Моска.

Георг Гегель. В своих поздних работах он философски обосновывает идею государства, государство как идею, но не государство как механизм. Гегель выступает как приверженец идеи нравственного и разумного начала в государстве. Критикует феодальное государственное устройство, ставит вопрос о необходимости конституционных реформ и выступает за введение справедливой конституции. В основе права, по Гегелю, лежит свобода отдельного человека, поскольку по своей сущности каждый человек является свободным. Симпатии Гегеля на стороне наследственной монархии, необходимо ограниченной законами, чтобы не впасть в деспотизм. Существенным для монархии Гегель считает как твердость власти правительства, так и защищенность прав граждан законами. В центре его интересов – проблема неприкосновенности частной собственности и основанная на ней “свобода” личности. В противовес революционным идеям французских материалистов и просветителей ХVШ в. Гегель выдвигает теологическую идею провиденциализма, согласно которой люди не властны над своими общественно-политическими порядками, в особенности над своим государственным устройством, ибо они создаются внешней божественной силой. Именно государство (причем монархическое), а не народные массы и тем более не социальные революции являются, согласно Гегелю, движущей силой истории. Революции Гегель противопоставляет реформы, осуществляемые сверху по инициативе феодально-монархического государства. В берлинский период деятельности (с октября 1818 г.) политические воззрения Гегеля становятся более консервативными, о чем свидетельствует одна из последних работ Гегеля – “Философия права” (1821). Именно в этой работе Гегель идеализирует монархический строй полуфеодальной Пруссии, объявляет прусскую монархию воплощением абсолютной идеи, провозглашая тем самым прусскую действительность как бы высшим проявлением разумности. В предисловии к “Философии права” он выставляет свою знаменитую формулу “Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно”. Основанием государства у Гегеля “служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Таким образом, государство, по Гегелю, “есть действительность нравственной идеи, нравственный дух”, в государстве сознательно соединяются частные и всеобщие интересы, а само оно выступает осуществлением всеобщей воли. Алекси́с Токви́ль (1-я половина 19 в., видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной партии). Токвиль пришел к выводу о неизбежности наступления демократии во всем мире. Для него это прежде всего социальное устройство общества, характер общественных взаимоотношений, над которыми выстраивается адекватная им форма политического устройства. «Никто не способен больше меня оценить все преимущества федеративного устройства государства. Я вижу в ней самый верный залог процветания и свободы человечества». Эталоном демократически устроенного общества для Токвиля были Соединенные Штаты. Огюст Конт (1798 — 1857 гг.) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Он считал настоящим путём общественного прогресса распространение научных знаний в народе. Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт. Карл Маркс (1818 —1883) - немецкий философ, экономист, политический журналист. Его научные труды и публикации сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — идеологию классовой борьбы. Согласно материалистическому пониманию истории, сформулированному в марксизме, фундаментальным основанием общественного бытия является производство материальных благ. Способ производства определяет политическую надстройку, разделение общества на классы и борьбу этих классов между собой. Классовая борьба с необходимостью ведет к установлению диктатуры пролетариата в ходе революционного преобразования общества. Она приходит на смену прежнему государству. При этом диктатура пролетариата сама является лишь орудием построения бесклассового общества. «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». МО́СКА Гаэтано (1858—1941), итальянский юрист и социолог. Наряду с Парето известен как создатель теории элит. Считал, что любое общество подразделяется на правящее меньшиство — «политический класс» (элиту) и подвластное ему большинство. Правящий класс осуществляет все политические функции, монополизируя власть и пользуясь всеми её преимуществами. Большинство населения реализует его волю и обеспечивает его материально. Правящий класс отличает материальное и моральное превосходство над управляемым большинством.