logo search
Экзамен по политологии

17) Правовое государство: возникновение, концепции, сущность, функции

Имеет длительный генезис – 2,5 тыс. лет. т.е. в античности она уже появляется, но сформируется только в римском праве.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические корни. Она получила выражение еще в трудах древнегреческих мыслителей, которые обосновали тезис о том, что справедливым может быть общество, в котором вся его жизнедеятельность базируется на законе, которому подчиняются и властные структуры, и все граждане. Платон писал “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.

Теория правового государства разработана представителями либерального направления Нового времени Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом. Д. Локк, родоначальник либерализма, противопоставив непререкаемость закона феодальному произволу, разграничил понятия “общество”, “личность”, ”государство”, выдвинул идею верховенства права, легитимности государственной власти, а также принцип разделения власти на законодательную и исполнительную при примате первой над второй. В центре творчества Ш. Монтескье и его знаменитого труда “О духе законов” (1748 г.) выделяются две идеи: социально-политическая обусловленность законодательства и организация власти на основе законности и принцип ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, что позволит обеспечить господство и верховенство права в политической жизни.

Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который считал, что “Государство – объединение множества людей, подчиненных правовым законам”, а применительно к законодателю действует принцип”: то, чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа”.

Государство, деятельность которого подчиняетсяустановленному демократическим путем закону, получило название правового государства. Термин ”правовое государство” утвердился в XIX в.в. трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля и др. и в дальнейшем получил широкое распространение в странах Западной Европы и США. В Украине идею правового государства развивал Б. Кистяковский (1868-1920). Однако в нашей стране проблема правового государства получила возможность для теоретического развития и практического воплощения только только после краха тоталитарной системы, основывающейся не на праве, а на идеологии.

В 17-19 веках был найден ответ на вопрос Что может противостоять диктатуре, хаосу? Ответ: через построение демократического и правового государства. Государство основано на насилие, но в правовом гос-ве насилие узаконено и подчинено нормам права. Правовое государство –закон и право играют важнейшую роль в определении статуса и поведении как граждан, так и социальных институтов в т.ч. и гос-ва., где правовые основы в регулировании соц. Отношений призваны обеспечить всех основных проблем и конфликтов, как на межличностном так и общественных уровнях. Правовая защита граждан и правовое гос-во неразделимо.

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).