3. Политический лидер в переходных политических процессах
Опыт мировой практики свидетельствует о том, что переход от тоталитаризма к демократии невозможен без сильной исполнительной власти, политических лидеров, обладающих яркой индивидуальностью, компетентностью, легитимностью, известностью в массах, основанных на опыте политической борьбы, политических и нравственных качествах. Роль лидера особенно возрастает в переломные, переходные периоды развития страны, когда политические события, темпы, сроки радикальных преобразований приобретают отчетливо выраженную личностную окраску.
Анализируя этот вопрос, необходимо обратить внимание на роль политического лидерства в Российской Федерации. Следует показать, что командно-бюрократическая система, не справившись с управлением и доведя общество до кризисной ситуации, лишилась и способности выдвигать лидеров. Она формировала номенклатурный слой, который отличался послушностью вышестоящим властям.
Важно проследить, как общественно-политическая обстановка в период распада СССР, образования СНГ и суверенной России вывела на арену политической борьбы лидеров популистского толка. Необходимо показать, как в кадровом составе российского общества сверху донизу идет смена поколений, вызревает новый тип лидера, неординарно мыслящего, с обостренным чувством перспективы, способностью принимать и осуществлять смелые самостоятельные решения.
На переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера.-Подобный.тип лидера встречается во всех странах, В российских условиях наши сограждане склонны доверять популистским лидерам. Лидер-популист, играя на эмоциях толпы, "подогревает" ее недовольство и озлобление, разжигает страсти. В демократически развитых странах популистские лидеры обречены, поскольку механизмы их деятельности не находят поддержки в массах. Спрос на популизм обусловлен неразвитостью интересов общества, отсутствием демократической политической культуры, ориентированностью населения на примитивные цели сегодняшнего дня.
В современном мире в содержании лидерства выделяются два основных направления: консерватизм и умеренный реформизм. Неоконсерватизм стремится к гибкой социальной политике без конфликтов. По мнению политологов, в нашей политической ситуации оптимальным было бы движение от крайнего радикализма к умеренной демократической эволюционности неоконсерватизма.
Весной проблемой политического лидера является приобретение и сохранение признания и доверия людей. Здесь и возникает политическое явление, которое называется "имидж", то есть образ политического лидера. Известно, что чем выше по занимаемому положению политический лидер, тем меньше он непосредственно общается с людьми, и тем более широкие слои имеют дело с образом этого лидера.
- Тема I. Введение. Политология как учебный предмет цели и задачи курса
- 2. Политология как учебный предмет
- Тема:2 власть и властные отношения
- 2. Субъект, объект» ресурсы и формы власти
- Тема 3. Политическая система общества
- 2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
- Тема 4 государство в политической системе общества
- 1. Место и роль государства в политической системе общества
- 2. Правовое государство и гражданское общество
- 3. Пути реформирования государственной власти в Российской Федерации
- Тема 5. Политические партии, общественные организации и движения как субъекты политических отношений
- 2. Общественно-политические организации и движения: содержание и формы проявления их деятельности
- Тема 6. Политическая элита и политическое лидерство
- 3. Политический лидер в переходных политических процессах
- Тема 7. Политическая культура
- Тема 8. Демократия как форма власти и средство политического процесса
- 1. Демократия, ее сущность и принципы
- 2. Права человека и защищенность личности
- 3. Формирование демократии в России