19. Политическое лидерство и политический маркетинг
Слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий». Лидер – это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах.
Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу того, что в общественной жизни оно наиболее зримо, значимо влияет на ход событий, затрагивающих судьбы большого числа людей.
Политическое лидерство неразрывно связано с феноменом власти, фиксируя при этом властные отношения между субъектами и объектами политики.
Характеризуя политическое лидерство, нельзя обойти вниманием и тот факт, что в подавляющем большинстве политические лидеры – мужчины.
Сложностью феномена политического лидерства объясняется существование нескольких подходов к трактовке этого понятия. Политическое лидерство – это:
Разновидность власти.
Влияние на других людей, для которого характерны следующие особенности. Во-первых, это влияние должно быть постоянным. К политическим лидерам нельзя относить людей, оказавших разовое воздействие на политические процессы. Во-вторых, воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. В-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства;
Управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;
Особого рода предпринимательство, при котором политические «предприниматели» обменивают свои программы решения общественных проблем, реализации интересов граждан на руководящие должности. Не случайно политические лидеры так щедры на обещания и посулы во время выборов, правда, придя к власти, чаще весьма скупы на их выполнение.
Политическое лидерство - это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.
Политический маркетинг – это «совокупность разнообразных методов изучения «рынка» (т.е.населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».
Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает следующие основные аспекты:
Формирование имиджа лидера;
Сегментирование рынка;
Позиционирование;
Воздействие на выбранную группу.
Имидж политического лидера есть результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера – не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическом лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников.
- 1. Политика как общественное явление. Возникновение и сущность политики
- 2. Политология как наука, её объект, предмет и основные категории
- 3.Методы и функции политологии. Фундаментальные и прикладные исследования в политологии.
- 4.Место политологии в системе общественных наук
- 5.Политическая мысль античности (платон, аристотель, цицерон)
- 6. Политические идеи средневековья (аврелий августин, фома аквинский)
- 7. Политические воззрения эпохи возрождения (н.Макиавелли, ж.Боден)
- 8. Политические учения мыслителей нового времени (хvii в.- г.Гроций, т.Гоббс, дж.Локк)
- 9.Политические воззрения французских просветителей 18 века (ш.Монтескье, ж.-ж.Руссо)
- 10. Политические взгляды американских просветителей хуш в. (т.Джефферсон, т.Пейн, а.Гамильтон)
- 11. Политические концепции европейских мыслителей начала хх вв. (а.Токвиль, о.Конт, г.Спенсер, к.Маркс, м.Вебер)
- 12. Русская политическая мысль х1х-начала хх вв.
- 13. Политическая власть, её сущность, структура и основные особенности
- 14. Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимации господства м.Вебера
- 15. Разделение властей.
- 16.Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.
- 17. Классические концепции элит (г.Моска, в.Парето, р.Михельс)
- 18. Современные концепции и типологии политических элит
- 19. Политическое лидерство и политический маркетинг
- 20. Типы политических лидеров и их функции. Современные тенденции развития политического лидерства
- 21. Понятие политической системы общества и ее структурные компоненты
- 22. Политический режим и его разновидности
- 23. Тоталитаризм как политический режим
- 25. Демократия, ее сущность и отличительные признаки
- 26. Типы и формы политической демократии
- 27. Государство, его сущность, признаки и функции
- 28. Устройство современного государства: формы правления и формы территориального устройства. Государственное устройство россии
- 29. Понятие и основные признаки правового государства
- 30. Политическая партия, ее сущность, признаки, структура и функции. Типологии политических партий
- 31. Сущность и разновидности партийных систем. Становление многопартийной системы в современной россии
- 32. Группы интересов, их сущность и основные методы воздействия на власть
- 33. Сущность и структура политического процесса
- 34.Динамика политического процесса (режим протекания, стадии развертывания, политические технологии)
- 35.Политическое участие и его основные формы
- 36. Концепции политической модернизации. Специфика политической модернизации в россии
- 37. Трансформация политической системы россии в 90-х годах хх века
- 38. Политические конфликты, их структура, особенности и типологии
- 39. Основные виды политических конфликтов (внутриполитические и внешнеполитические, конфликты интересов ценностей)
- 40. Избирательная система: сущность и основные компоненты
- 41. Основные типы избирательных систем
- 42.Избирательная кампания и ее основные этапы.
- Этапы избирательной кампании
- 43. Личность как субъект и объект политики
- 44. Политическая социализация личности, ее этапы и основные типы
- 45. Концепции прав человека: исторические и современные интерпретации
- 46. Основные права личности и специфика их реализации в современной россии
- 47. Политическое сознание, его сущность и структура
- 48. Понятие политической идеологии, её специфика и функции
- 49.Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм
- 50. Политическая психология, ее сущность и основные особенности
- 51.Понятие, структура и функции политической культуры. Политические субкультуры.
- 52. Типы политической культуры. Особенности российской политической культуры