1. Политическая элита: сущность, структура и функции
Понятие «элита» происходит от латинского «eligere» (отби- рать) и французского «elite» (отборный). В литературе можно встре- тить много разных определений элиты, подразумевающих властвую- щая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точ- ки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общ- ность, представленная людьми, имеющими высокое положение в об- ществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обще- ством должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правле- нию государством, считая демократию наихудшей формой правле- ния.
Править обществом, по их мнению, должны философы, у ко- торых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал: «Тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существую- щему государственному строю, затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью». Тем самым Аристо- тель сформулировал общую характеристику правящей элиты.
В политологии принято делить элиту на две составные части:
«властвующую элиту» и «политическую элиту». Причем особо под- черкивается, что понятия «властвующая элита» и «политическая эли- та» соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участ- вующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельно- сти общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).
Следовательно, политическая элита – это лишь часть власт-
вующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: не-
большая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и инфор- мационной власти; непосредственное участие в осуществлении вла- сти; организаторские способности и талант.
Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с «политическим руководством»,
«управляющими структурами», «центрами принятия решений», «цен-
тральными звеньями политической системы».
Появление и существование политической элиты обусловлено следующими факторами :
психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участ- вовать в политике;
законом разделения труда, который требует профессиональ-
ного занятия управлением, определенной специализации;
высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
практической невозможностью осуществления всеобъемлю-
щего контроля за политическими руководителями;
политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.
Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует тщатель- ного отбора граждан для выполнения властно-управленческих функ- ций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное вни- мание.
В связи с этим в различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (пред- принимательская) и система гильдии. Конечно, выделение их доста- точно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.
Антрепренерская (предпринимательская) система элитообра- зования ориентирована на личностные качества кандидата, его спо- собность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограни- ченное число фильтров. Предполагается конкуренция между канди- датами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат дол- жен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, актив- ность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т.п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком являет- ся возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.
Система гильдии предполагает медленное продвижение кан- дидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством фор- мальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней от- сутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству од- ного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И, тем не менее, данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.
Особую разновидность системы гильдии представляет но- менклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность заключается в том, что назначение руководи- телей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руково- дству, показной активизм и т.д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.
Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита – это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так мно- го, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в прави- тельстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям – уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5 \% взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры поли- тических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В адми- нистративную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.
Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влия- нием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит парти- ям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, спо- собных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:
стратегическая (определение политической программы дей- ствий путем генерирования новых идей, отражающих интересы об- щества, классов, слоев и т.п.);
организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профес-
сиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях);
интегративная (укрепление стабильности и единства общест- ва, устойчивости его политической и экономической систем, недопу- щение и разрешение конфликтных ситуаций).
Таким образом, политическая элита - не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная груп- па, которая формируется в результате «естественного отбора» и пред- ставляет собой слой людей, который создается из личностей, обла- дающих определенными способностями, профессиональными зна- ниями, навыками, умениями.
- 6)Основными функциями политологии являются:
- 11. Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки.
- 12. Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.
- 13.Социальные группы как потенциальные и реальные участники политических отношений.
- 14. Генезис и эволюция концепции гражданского общества, качественные характеристики гражданского общества.
- Античность
- Средние века
- Новое время
- 15. Современные представления о гражданском обществе.
- 16. Классические теории элит ( в.Парето, г.Моска, р.Михельс) Политическая элита: классические теории
- 17 Свойства, функции и структура политической элиты..
- 1. Политическая элита: сущность, структура и функции
- 18. Социадьные источники и механизмы рекрутирования политической элиты.
- 19. Основные теории политического лидерства. Современные концепции лидерства
- 20. Политическое лидерство: функции, стили, типы и классификации лидерства.
- Типы политического лидерства
- Классификация политического лидерства
- 32.Типология политических партий.
- 33.Партийные системы.
- 34.Политика как объект теоретического исследования. Концептуальные подходы.
- 35.Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходы.
- Типы политических конфликтов
- 39.Поведенческие концепции власти.
- 40.Политическое поведение и политическая деятельность
- 51. Анархизм и его современные особенности.
- 52. Социал-демократическая идеология.
- 53. Сущность, особенности и разновидности авторитаризма.
- 54. Политическая социализация как процесс.
- 55. Основные подходы к определению сущности политической культуры.
- 56. Функции, структура и типология политической системы.
- 57. Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.
- 58. Деструктивные идеологии и политический экстремизм.
- 59. Становление и особенности развития политической культуры в России.
- 60. Теоретические основания международных политических процессов.