logo search
Лекции по политологии (Синчук Ю

2. Приемы, подходы и методы анализа, используемые в политологии

Для любой общественной науки, особенно молодой, находящейся в стадии становления, большое значение имеет комплекс методов, подходов и приемов анализа, которыми она пользуется. В значительной мере этот комплекс определяется той реальностью, которую политология изучает, – политической сферой общества: ее структурой, выполняемыми ею функциями, взаимодействием ее элементов, характером саморазвития и саморегулирования, взаимосвязью политической сферы с другими общественными сферами.

Каждое исследование в политологии предполагает определенную цель, и каждый исследователь выбирает наиболее эффективный путь (метод) достижения этой цели. Например, ставятся задачи изучить достоинства и недостатки политической системы того или иного государства. Очевидно, что наиболее высокий научный результат можно получить посредством сравнения данной политической системы с другими, используя известный в политологии метод, который называется сравнительным анализом.

Другой пример. Некоторые политологи исходят из верховенства в политической системе институциональной подсистемы. Они рассматривают политические институты как первооснову развития всей политической системы. Соответственно в их исследованиях будет использован институциональный подход.

В зависимости от конкретной цели исследования политологи выбирают различные подходы и приемы анализа, которых довольно много. Среди них институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный, системный, функциональный, бихевиористский и другие подходы. Рассмотрим их подробнее.

Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций. Этот подход был наиболее распространен до начала XX в. Однако и в настоящее время он используется достаточно плодотворно, позволяя создать целостное представление о том, как институциональная подсистема воздействует на функционирование политической системы в целом.

Сравнительный подход. Как следует из самого названия, он направлен на сравнительный анализ политических систем разных стран, а также структурных элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.

Наибольшее развитие сравнительный подход получил после второй мировой войны. В этот период особую актуальность приобрели ответы на вопросы: возможно ли предотвратить возникновение в будущем тоталитарных режимов, подобных фашизму? Почему фашизм возобладал не во всех странах? Как рассматривать и оценивать политический режим со всеми характеристиками тоталитаризма, установившийся в СССР? Задачи решения данных вопросов дали мощный импульс развитию сравнительного подхода как одного из приемов в анализе политических систем. Сравнительный подход является достаточно продуктивным в выявлении условий стабильности политических систем, причин их трансформации.

Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии. Достоинство исторического подхода заключается прежде всего в том, что он дает возможность изучать политические процессы в контексте той исторической обстановки, в которой они возникают и развиваются. Исторический подход позволяет анализировать неоднократно повторяющиеся в истории явления (например, войны и революции).

Исследователи, придерживающиеся исторического подхода, имеют возможность обобщать современный и исторический опыт развития политических систем. Анализ различных этапов в движении политических процессов позволяет выявить закономерности в их развитии. Кроме того, ретроспективный анализ политической системы дает основание для развития прогностической функции политологии.

Социологический подход широко используется в анализе политической системы общества. С его помощью выясняется зависимость политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.

Нормативно-ценностный подход. Главная цель основанного на таком подходе исследования – выяснение значения для общества тех или иных политических процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Такой подход преследует цель обосновать форму оптимального политического устройства общества и обосновать средства ее достижения. Нередко политологи, использующие нормативно-ценностный подход в качестве оптимальной модели устройства политической системы общества, рассматривают в качестве такой модели американскую демократию с характерным для нее разделением властей. При этом политическое развитие всех других политических систем рассматривается как движение к данному идеалу. В частности, такая точка зрения отражена в трудах 3. Бжезинского.

Системный подход сравнительно недавно освоен политологией (50–60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал положительные результаты. В соответствии сданным подходом политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системообразующее отношение (ядро) – политическую власть. Во-вторых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами общества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствующее значение.

Функциональный подход. Если упомянутый системный подход связан с анализом политической системы, находящейся в состоянии относительной стабильности, целостности, равновесия, то при функциональном подходе анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Выясняется, что определенная функциональная связь существует между политическими явлениями и социально-экономическими процессами. С помощью данного метода исследуется, например, зависимость между типом политического режима и уровнем благосостояния общества. С позиций данного подхода рассматриваются также механизмы, обеспечивающие стабильность и самосохраняемость самой политической системы. Доказывается, что каждый элемент политической системы общества наделен функцией обеспечения (в границах его возможностей) стабильности политической жизни общества.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Каждый элемент политической системы выполняет определенные функции, обеспечивая ее сбалансированность. Этот метод отражает один из принципов системного подхода.

Бихевиористский подход (от англ. behavior – поведение). По мнению специалистов, данный подход произвел в политологии революцию. Впервые его научное обоснование еще в 1880 г. дал Вудро Вильсон – один из американских президентов. По его мнению, в основе бихевиористского подхода как приема политологического анализа должны лежать следующие положения:

• преобладающими побуждениями в политическом поведении людей являются психологические мотивы. Они могут иметь социальное обоснование, но могут иметь и личностную, индивидуальную природу;

• групповые и индивидуальные действия людей так или иначе связаны с поведением отдельных личностей;

• в политологии могут использоваться результаты исследований других наук, так как поведение людей является сходным в различных ситуациях и в различных общественных системах;

• существенную часть политических явлений и процессов можно измерить количественно. Это позволяет широко использовать статистические показатели, итоги анкетирования, математические методы.

Антропологический подход. В отличие от социологического, который базируется на обосновании политики социальными явлениями, антропологический подход отдает предпочтение природе человека в обосновании политических процессов. Задачу такого подхода его сторонники видят в изучении воздействия окружающей общественной среды и рациональной деятельности людей на политическую систему общества, а также необходимости воздействия на нее биологических, инстинктивных и других проявлений мотивов поведения людей.