20. Политические партии: структура и функции.
Понятия и функции политических партий- Это существующая в течение продолжительного времени организация,объединяющая граждан одной политической ориентации,структурированная как на национальном так и на местном уровнях,стремящаяся к завоеванию и осуществлению власти и пытающаеся обеспечить себе для этого народную поддержку.Основные функции:социально-идеологическая,политическая,управленчиская.
Типология партий- А) по колличеству членов и характеру членства;Б)по участию в осуществлении власти;В)по идеологической ориентации;Г)по отношению к другим элементам политической системы.
Типы партийныхъ систем - А) по колличеству партий;Б) по соотношению партий с различнвм политическим влиянием (статусом).
21. Типология партийных систем. Формирование многопартийной системы в Республике Беларусь.
Идеи типологизации ПС возникли в ответ на потребности в нормативных категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного: 1.Демократич. или конституционные ПС
2.Автократические ПС.
Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС
Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.
По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.
плюсы:
1.- Возможность быстрого принятия решения и их реализации.
2.- Возможность быстро проконтролировать исполнение решений.
3.- Отсутствие конфронтации.
минусы:
1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.
2.- Отсутствие политической конкуренции.
3.- Отсутствие обратной связи, т.е. отрыв от общества.
Плюралистическая пс.
3 условия плюрализма: 1. Наличие у каждой группы своих представителей полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.
плюсы:
1. Не допускает сосредоточение власти в одних руках. 2. Меньше зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.
минусы:
Способность нарушения целостности общества.
22. Место и роль общественных организаций в политической жизни общества.
23. Политический процесс и его стадии. Виды политических процессов.
Политический процесс – это ход развития политических явлений. Политический процесс - это последняя смена состояний социально-политической действительности в результате совместной деятельности субъектов политики. Это вид политической деятельности субъектов их взаимоотношений, складывающихся под влиянием внутренних и внешних факторов. Все, происходящее в политической жизни, изменение их статуса деятельности политических институтов входит в категорию политических процессов. Характер и содержание политических процессов определяется политической системой общества, политическим режимом.
Для демократической системы соответствует тип политических процессов с широким участием граждан в управлении государством, обеспечением основных прав и свобод личности. Недемократическая политическая система и режим предполагают такой тип политического процесса, который исключает или ограничивает политическое участие и свободу социального и политического выбора.
Политические процессы имеют свою структуру:
1) субъект политической системы
2) объект политической системы
3) средства, методы, ресурсы и исполнитель политической системы
Виды политического процесса:
внутренний
внешний
Содержание внутреннего политического процесса зависит от формы правления, государственного устройства, характер господствующего режима, качество правящей элиты, типа лидерства. Основой внутреннего политического процесса является соотношение социально-экономических укладов, сложившихся в обществе, социальной структурой общества и степенью удовлетворения населения своим положением.
Внешний политический процесс определяется интересами и целями государств, зависит от баланса сил в мире и конкретных регионах. В зависимости от сроков протекания политического процесса делятся на длительные и сравнительно краткосрочные. Длительные политические процессы носят исторический характер и протекают на протяжении жизни нескольких поколений. Краткосрочные политические процессы – это те политические процессы, которые происходят на протяжении небольшого промежутка времени. В зависимости от значения и общества различают базовые и периферические политические процессы.
Базовые – разнообразные способы включения разнообразных слоев в отношениях с государством, формы преобразования интересов и требований в политических решениях, способы формирования политической элиты, обретение лидером легитимности. Периферийные – формирование различных политических ассоциаций, партий, групп, проведения выборов, создание новых структур управления.
Классификация политических процессов:
1) по публичности
открытый
теневой
При открытом политическом процессе интересы граждан выражаются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, обсуждении СМИ, учете общественного мнения в принятии решений.
Теневые политические процессы – это скрытые действия госучреждений, особенно с секретными функциями. К теневому процессу относится и деятельность публично неоформленных институтов и центров власти.
2) по устойчивости
стабильные
нестабильные
Политические процессы обычно протекают в стадии 4-х режимов:
1) конструирование – в этом режиме присущие к власти силы создают отвечающие их интересам политические системы, достигают общественного согласия по базовым ценностям в обществе, принимая конституцию, в которой это закрепляется
2) режим функционирования – этот режим не выводит политическую систему общества за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Политические процессы в этом режиме представляют собой воспроизводство структурами власти отношений между субъектами и объектами, общество разделяется традиционно, но новации отсутствуют
3) режим развития – в этом режиме структура политической власти выводит политику на новый уровень, в обществе проводятся реформы в различных сферах жизни
4) режим упадка и распада политического процесса - в этом режиме происходит преобладание центробежных тенденций над интеграциями, в эти условиях власть используется прежде всего для себя в собственных интересах, власть прекращает заботиться об общих интересах, в результате власть теряет способность управлять обществом, утрачивая стабильность и легитимность, создается кризисная ситуация, которая может завершиться революцией
В зависимости от характера общественных перемен различают политические процессы по типам:
1) революция
2) контрреволюция
3) реформа
4) восстание
5) бунт
6) мятеж
7) путч
8) политическая компания
9) прямое действие политики
Революция – коренное преобразование общественного порядка, создание новой политической системы общества, основанной на иных принципах. Насилие неизбежно.
Реформа – постепенное преобразование экономического и политического строя при сохранении его основ и власти правящей элиты.
24. Политическая деятельность, ее способы и виды.
Политическая деятельность — характеристика не только внутреннего механизма — мотивов, форм выражения, реакций, направленности действий и уровня их организации, но всего динамического аспекта политики. Ее важнейшими чертами служат:
— сосредоточение усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной общности, по словам видного русского правоведа и философа И. А. Ильина, «политическая деятельность есть именно солидарная деятельность во имя общей цели»;
— рассмотрение государства, политических институтов в качестве основных инструментов решения этих проблем;
— использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Политическая деятельность неоднородна, здесь можно выделить несколько четких состояний.
Политическое отчуждение. Выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической.
Политическая пассивность — это такой вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует свои собственные интересы, не действует в качестве самостоятельной политической силы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
Формой политической пассивности является конформизм.
Политическая активность. Ее критерием служит стремление и возможность, воздействуя или непосредственно используя политическую власть, реализовать свои интересы. Формой политически активной деятельности является, например, политическое движение, т.е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или же сознательную его защиту.
Характер политически активной деятельности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызвавших и стимулирующих, времени возникновения, задач, на решение которых она направлена, состава участников. В современных условиях отмечают следующие наиболее общие тенденции ее изменения:
— рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение жестко оформленных политических партий политическим движениям, без четко фиксированной организационной структуры;
— объединение все чаще осуществляется не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
— растет число граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
— все больше людей склонны к независимой политизации, т.е. свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной политической силе, структуре, стремятся действовать независимо.
— Множество видов политической деятельности связаны не с активным изменением, обновлением социальных систем, а с обеспечением достигнутого состояния, нормального функционирования государственного аппарата, хозяйственного механизма.
Политическая активность может быть направлена и на воссоздание отжившего, реконструкцию прошлых общественных и политических отношений и структур. С другой стороны, позитивное отношение к переменам может быть не только активным, но и пассивным, когда они рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами собой.
25. Субъекты политической деятельности.
Политическая деятельность – это политическое поведение и политическое участие, выражающееся в совокупности поступков и действий, мотивированных политическими интересами. Действия субъектов политики могут быть различных типов: позитивные, негативные, творческие, стихийные, легальные, нелегальные, инерционные.
Например, революционные, нацеленные на радикальное изменение политической системы, или реформаторские, характеризующиеся постепенностью намечаемых преобразований с условием их радикальности и всесторонности.
26. Политическое участие: сущность и формы в обществе.
Та или иная степень вовлечнности граждан в ПП называется политическим участием.
Понимание необходимости такого участия рассматривается по-разному:
В рамках марксистской философии считается, что все граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.
Другая точка зрения состоит в том, что достаточно привлекать людей к голосованию за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.
Иногда формы политического участия классифицируются:
совершенно пассивная
только в выборах представительных органов власти
вовлеченность в решения местных политических проблем
активное участие в предвыборных компаниях
политические активисты
политическая активность как профессия
Также выделяют масштабное локальное, интенсивное вялотекущее политическое участие.
Формы политического участия:
выборы
референдумы
политический протест
- Вопросы по политологии к экзамену
- 3. Политическая мысль хiх в. В Западной Европе.
- 5. Основные направления политической мысли в России в хiх-хх вв.
- 6. Общественно-политическая мысль Беларуси.
- 7. Сущность и назначение политики. (конспект)
- 8. Политическая власть: сущность, функции, ресурсы.
- 9. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.
- 10. Понятие и структура политической системы общества.
- 12. Демократия: критерии и механизмы.
- 16. Понятие и сущность гражданского общества.
- Структура гражданского общества делится на сл. Сферы:
- 18. Исполнительная власть в политической системе белорусского общества.
- 20. Политические партии: структура и функции.
- 27. Политические элиты: функции и типология. Номенклатура как социальное явление.
- 28. Факторы формирования политической элиты. Политическая элита белорусского общества.
- 29. Феномен лидерства. Основные типы политического лидерства.
- 30. Выборы и избирательное право.
- 32. Политическая идеология и политическая психология.
- Политическая психология
- 33. Политическая социализация личности.
- Уровни политической активности личности.
- Политическая социализация личности.
- Функции политической социализации личности.
- 34. Основные идеологические течения современности.
- 35. Политическая культура как цивилизационный феномен.
- 36. Типы и классификация политических культур г. Алмонда и с. Вербы.
- Три типа пол конфликтов:
- 39. Социальная политика Республики Беларусь.