logo search
otvety_politologia-1

Вопросы для экзамена по дисциплине «Политология»

  1. Объект и предмет политологии как науки. Место политологии в системе наук о политике.

термин политика впервые применил Аристотель. Он озаглавил свою книгу '' la politica''(то что относится к государству)  Политология как наука возникла на рубеже 19-20 веков в США, но как научная дисциплина она сформировалась после 2 мировой войны. 1948 г в США на международной конференции сформулировано понятие политологии. Одновременно возникли 2 подхода к пониманию политологии:

1. политология-это наука о государстве,

2.это наука о политике в целом и прежде всего о политической власти. эта точка зрения возобладала. большинство ученых – ее сторонники. объект - это политика в целом, во всех проявлениях. Предмет - политология-наука о закономерностях формирования и функционирования полит власти, ее связи с окружающей средой и механизмах и результатах действия этих законов

взаимосвязь политологи с другими науками о политике Полит философия – изучает мировоззренческий аспект политики полит история - исследует процессы, события в жизни государств в прошлом, позволяет лучше понять прошлое и прогнозировать будущее полит антропология - изучение человека как политического существа (Аристотель) полит география- влияние географ положения на политику полит психология - влияние психики человека на политику особенностью политологии, по сравнению с другим науками: а) она является теоретико-методологической основой других наук о политике б) изучает только полит власть есть 3 позиции среднеотносительно политологии и других наук о политике -политология - это междисциплинарная наука, включающая в себя все науки о политике. -политология - это одна из частных наук о политике -политология - это наука о политике в целом. основа для других наук о политике

  1. Функции и методы политологии.

Предназначение политологии в обществе выражается в ее функциях. Выделяют следующие функции политологии.

1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.

2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.

3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.

4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.

5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики.

Методы политологии

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

  1. Политическая мысль Древней Греции и Рима.

Античная цивилизация, культура древних греков и римлян оказали огромное влияние на общий процесс становления и развития мировой культуры, вошли в сокровищницу мировой политической мысли и являются частью современной жизни.

Пифагор  (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом  была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании. 

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания.  Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

Демокрит (460-370 гг до н.э.) - рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, которая  составляет основу благополучия государства, функционирования его учреждений. Сократ считал, что царство и тирания есть власть, но власть разная. Власть, основанная на воле народа и на законах - это царство, а власть против народа, в основе которой не законы, а произвол правителя - тирания. Если власть находится в руках лиц, исполняющих законы, то такое устройство он назвал аристократией, если она находится в руках богатейшей части населения - плутократией (от греч плутос - деньги "кратос" - власть - власть денег ), в руках всех - демократией. 

Он негативно относился к тирании, осуждал ее за беззаконие и произвол.  Критиковал Сократ и демократию, основной недостаток которой он видел в некомпетентности ее должностных лиц  выбранных по жребию, следовательно - случайно.

Сократ первый в истории европейской политической мысли сформулировал концепцию договорных отношений между государством и гражданином. Развивая учение о естественном праве, он считал, что существуют неписаные божественные законы, установленные не людьми, а богами и имеющие силу повсеместно, независимо от воли людей.

Многие из положений Сократа: классификация форм правления, роль законов, учение о естественном праве оказали заметное влияние, а последующие учения о формах государства. Его политическая этика послужила исходным пунктом для политической философии Платона и политической науки Аристотеля.

Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости.        Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы  идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.

Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над всеми. Тирания, по его мнению, происходит из демократии. Тиран возникает из корня называемого представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Тиран, для сохранения своей власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется никого, кроме льстецов.

Идеальное государство, согласно Платону, правление лучших и благородных - аристократическое государственное образование. Но  это не правление родовой аристократии, а аристократии знаний, где правителями могут быть не только лица, способные управлять, но и лица, к этому специально подготовленные - правители - философы. Самое совершеннейшее государство обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Платон высоко ценил политическое знание и политическое искусство, которое как он полагал, состоит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Взгляды Платона в этом вопросе предвосхищают воззрения Аристотеля, который характеризовал человека как "животное политическое".

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Сущность политики состоит в том, писал Аристотель, чтобы наделить граждан хорошими качествами. цель политики - благо для всех. Государство Аристотель рассматривает как форму общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют в суде и управлении, несут воинскую службу и служат богам. Оно возникает как завершение эволюции семьи и селения. Власть в государстве - это продолжение и развитие власти главы семьи.  

Он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Безусловный приоритет Аристотель отдает политии (республике) - власти большинства. Полития у него средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Величайшим благом для государства он считает обладание гражданами собственностью средней, но достаточной.

По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную власть в государстве.

В 1 в. до н. э. - V в н.э. центр развития общественно-политической мысли переместился в Рим, в котором рабовладельческие отношения достигают классических форм существования и вступают в этап объективного логического завершения. Эту новую реальность отличную от древнегреческой, отразили в себе ведущие теории римских мыслителей, ставших преемниками великих философов Эллады.

Идеологи республиканского Рима  Полибий  /ок. 200-120 гг. до н.э./ и Цицерон /106-43 г г. до н.э./ считали римскую республику идеалом государственного устройства, в котором сочетаются элементы монархии /консулы/, аристократии /сенат/ и демократии /комиции/. Они определяют государство как народное достояние.

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекли положения Цицерона о правовом характере державы, о государстве как деле народа и правовой общности, о справедливых и правдивых законах, о естественном праве, о гражданине как субъекте государства и права. Цицерон стоял у истоков юридизации понятия "государство". Большой интерес к идеям Цицерона проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем французские просветители, которые видели в Цицероне своего великого предтечу