logo search
Рефераты / politshpora2

Тема 7. Политическая культура

1. Сущность и содержание политической культуры

Важную роль в развитии Цивилизации, в том числе и в становлении демократического общества играет культура (от лат. "возделывание", "воспитание") - способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Принято делить культуру на мате­риальную и духовную. Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жили­ща, одежда, средства транспорта, связи и др.). Понятие «духовная куль­тура» используется для обозначения сферы сознания, духовного произ­водства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, литерату­ра, искусство, религия, идеология и др.).

Политическая культура - это совокупность типичных для дан­ного общества или социальной группы укоренившихся образ­цов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, по­литическое поведение. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.

Политическая культура обусловливается в основном двумя фактора­ми: политическими институтами и процессами и состоянием общей куль­туры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая куль­тура в нашу эпоху - это итог освоения богатств современной цивилиза­ции, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение - это способ существования культуры.

Важное значение для определения содержания политической куль­туры имеет четкое представление о ее структуре. Элементами полити­ческой культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отноше­ние субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, поли­тические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и меж­дународной политики» оценку политических лидеров, определение чело­веком своего места в политической жизни общества.

Следует разобраться в том, что политическая культура отражает тро­якую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явле­ниях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекаю­щим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений.

Облик политической культуры, господствующей в определенном об­ществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направля­ющего его усилия на обеспечение социальных изменений); во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждо­му индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение пред­почтений членов общества между этими ценностями.

Политическая культура представляет собой единый процесс на­копления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и ста­новление качества интеллигентности. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность/трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоот­верженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные ee составляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.

Необходимо раскрыть функции политической культуры (регули­рующую, политической социализации, коммуникативную, интегративную),

Выделяются три основные модели политической культуры. Тотали­тарная модель политической культуры характеризуется идеями одно­мерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, аль­тернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентаци­ей на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая культу­ра проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в ула­живании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими пара­метрами современной демократической политической культуры являют­ся плюрализм (от лат. "множественный") и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению). Фрагментарная модель по­литической культуры является переходной и совмещает черты тотали­тарной и демократической моделей политической культуры, В обществе наряду с политической культурой существуют поли­тические субкультуры - социальная, национальная, коллективная, лич­ностная и др. Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, до­минирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспе­чивающих обществу благоприятные возможности.

2. Политическая культура российского общества

Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей со­временной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, госу­дарства перед целями и ценностями отдельной личности.

Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо раз­витая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мыш­ления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демок­ратического развития других стран. В идеологизированном обществе по­литики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борь­бе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике прин­ципа "кто не с нами - тот против нас".

Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государ­ства, при котором общество занимает подчиненное положение по отно­шению к государству.

В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходя­щий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политичес­кая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неус­тойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обеща­ния, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.