20) Понятие политической культуры и её типология
Термин появился в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50-х – начале 60-х гг. XX столетия в русле западной политологической традиции. Теория политической культуры складывается в сер. 20в. А сам феномен политической культуры существует с формирования гос-ва( 7-6 тыс. лет назад).
В настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на наиболее распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы подтягивающая его действия к сложившимся стандартам и формам взаимодействия с властью.
Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум).
В полит. к-ру входят мнения, представления о мире политического, о законах и правилах функционирования политической системы общества.
Политическая культура (Габриэль Алмонд) – совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной полит. сис-мы, это субъективная сфера образующая основание полит. действий и предающая им значение.
Полт. К-ра - с-ма исторически сложившихся, устойчивых, вкл. Опыт предшеств. Поколений, установок, ценностей, убеждений, которые проявляются в деят-ти людей и обеспеч-т приемственость полит. жизни.
Полит. культура закрепляет нормы, стереотипы, приемы общения в полит. яз-ке т. е. В соответ-х символах и представляет собой особую значимость атрибутам государственности. Благодаря тому общество стремится интегрировать об-во, обеспечить стабильность отношений элиты и народа.
Ее типология.
1)Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный), для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от ее деятельности; подданнический с сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан; партиципаторный (от англ. participation – участие), свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими такой активности. Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов.
2)Учитывая различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в науке выделяют консенсуальный и поляризованный типы политической культуры. В политической культуре консенсуального типа отмечается наличие весьма высокой сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.
В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры отличаются резким несовпадением базовых ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур).
3)В науке различают также официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую ценности и соответствующие им формы практического поведения большинства или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей приверженности этих стран марксизму-ленинизму реальным ориентирам и ценностям граждан.
4)В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной политической культуре, в которой политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан, и этатистской, которая характеризуется главенствующей ролью государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида (Э. Баталов).
5)В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности.
Специфика же восточных норм и традиций политической культуры коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, складывавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Базовые ценности данного мира формировались при постоянном доминировании в жизни общества властвующих структур, господстве коллективистских форм организации частной жизни, подавлении централизованными структурами условий для индивидуальной предпринимательской деятельности, возникновения и развития частной собственности
- Экзамен по политологии
- 1) Политология как наука. Предмет и объект политологии
- 5) Эпоха Возрождения и учение н. Макиавелли о политике и государстве
- 7) Понятие политики, ее структуры и функции
- 8) Понятие власти, уровни властных отношений в России
- 9) Личность в политике ее политический статус
- 10) Политическая социализация, ее функции, институты и агенты
- 11)Политическое лидерство. Концепции лидерства
- 12)Политические элиты. Особенности элиты в ссср и России
- 13) Классическая теория элит г. Моска и в. Парето
- 14) Мораль, насилие и ненасилие в политике
- 15) Государство, его природа, происхождение и функции
- 16)Государство как социальный институт, форма государства
- 17) Правовое государство: возникновение, концепции, сущность, функции
- 18) Правовое социальное государство
- 19)Гражданское общество: понятие, сущность, отношения с государством
- 20) Понятие политической культуры и её типология
- 21) Политическая культура современной России: традиции, новации, перспективы.
- 22)Политическая система, ее сущность и типология
- 23) Политический режим, типология режимов
- 24) Авторитаризм и тоталитаризм: понятие, сущность типология