Классификация политического лидерства
— лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса.
Вид | Особенность |
Традиционный лидер | — лидер, опирающийся на традиции и ритуалы. Лидер в этом случае - носитель и знаток последних, а сам тип властвования является достаточно примитивным, отжившим, но еще встречается в обществе (монархия). |
Бюрократический (рационально-легальный) лидер | — опирающийся на законы, правила, нормы, в рамках которых властвование связано со знанием и четким соблюдением норм политической деятельности, их активного использования для достижения поставленных целей (президент, премьер-министр). |
Харизматический лидер | — лидер, смысл деятельности которого проявляется в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя готовым для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолевать любые трудности, предвидеть на много лёт вперед. |
Авторитарный лидер | — это лидер, стремящийся максимально подчинить своему влиянию партнеров по политической деятельности, строго контролировать их активность, жестко пресекать их инициативу. |
Демократический лидер | — лидер, не ограничивающий строгими рамками активность своих единомышленников, советующийся с ними по наиболее важным вопросам политической деятельности, позволяющий им проявлять инициативу и творчество. |
функциональный лидер | — лидер, не выходящий в своей активности за рамки выполнения тех обязанностей, которые предписаны ему правилами политической деятельности. |
Дисфункциональный лидер | — лидер, не ограничивающийся в своей деятельности логикой и нормами функционирования политического процесса. |
лидер-знаменосец | — лидер, деятельность которого всегда ассоциируется с отстаиванием главных идей того социального субъекта, чьи интересы он представляет. |
Лидер-служитель | — лидер, отдающий всего себя политической деятельности во имя целей своей социальной группы. |
Лидер-торговец | — лидер, стремящийся реализовать интересы своей социальной группы главным образом посредством заключения политических соглашений с другими социальными субъектами. |
Лидер-пожарный | — лидер, основная деятельность которого нацелена на решение наиболее важных и неизбежных проблем политической деятельности. |
Лидер-актер (демагог) | — лидер, излишне опирающийся на внешние эффекты своего поведения и обещающий больше на словах, чем наделе. |
Лидер-конформист (нонконформист) | — лидер, который подчиняется (или не подчиняется) воздействию своей политической системы. |
21.
Теория Д. Истона. Д. Истон определял политику как «волевое распределение ценностей», как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей».
С точки зрения Д. Истона, политика, с одной стороны, – самостоятельная сфера распределения ресурсов, с другой стороны, – часть общества, реагирующая на социальные импульсы, предотвращающая социальные конфликты. Таким образом, политика – это «система, погруженная в среду», подвергающаяся воздействия со стороны окружающей среды. Чтобы выжить в окружающей среде, политика должна реагировать на её импульсы. Постоянно контролируя с внешней средой – экономикой, социальной структурой, культурой, – политическая система при помощи механизмов регуляции вырабатывает ответные реакции и приспосабливается к внешним условиям функционирования.
Теория Г. Алмонда – Д. Пауэлла. В 1950-1960-х годах политическая практика западных демократических систем были перенесены в развивающиеся страны. В это время возникли сравнительные исследования, был примененструктурно-функциональный анализ политических систем. В результате выяснилась необходимость добавить к таким категориям, как «адаптация», «сохранение», «изменение» политической системы еще одну категорию –«взаимодействие политических структур».
Исходя их этого нового подхода, американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл, проводившие сравнительное изучение различных политических систем, определили политическую систему как «совокупность ролей и их взаимодействий между собой», осуществляемых не только правительственными органами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. Таким образом, структура – это совокупность взаимосвязанных ролей.
Г. Алмонд и Д. Пауэлл установили, что политическая система должна осуществлять три группы функций:
- взаимодействие с внешней средой;
- взаимодействие внутри политической сферы;
- сохранение и адаптация системы.
Теория КДойча. Переход развитых индустриальных стран к информационным технологиям, массовое и повсеместное распространение компьютерной техники позволили использовать в изучении политических системмеханические модели. Кибернетика выявила сходство между поведением машины и человека:
- все саморегулирующиеся системы самостоятельно реагируют на поступающую информацию;
- если изменения эффективны и система достигает поставленной цели, то часть внутреннего напряжения спадает;
- эффективность любой саморегулирующейся системы зависит от двух переменных – от передачи информации и от механизмов команд, направляющих и регулирующих действия.
Американский политолог К. Дойч первым уподобил политическую систему кибернетическому устройству. Он применил коммуникационный подход и определил политику как процесс координации усилий людей по достижению поставленных целей. Политическая система получает информацию: о положении общества и его отношении к поставленным целям; о расстоянии до цели; о результатах предыдущих действий, направленных на приближение к поставленной цели. На основе полученной информации политическая система формулирует и корректирует политические цели. Следовательно, функционирование политической системы зависит от качества двух потоков информации – о внешних изменения и о собственном движении.
Исходя их этого, К. Дойч считал управление общество «пилотированием» (вождением самодвижущегося агрегата»): обществом управляют так же, как кораблем или самолетом.
22.
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
1. В зависимости от политического режима различают такие политические системы:
тоталитарные;
авторитарные;
демократические.
2. За характером взаимодействия с внешней средой выделяют:
открытые системы;
закрытые системы.
Примеры закрытой является политическая система советского типа, которая сложилась в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К.Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко адаптируются к изменениям внешней среды, пропитаны духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.
3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.
Соответственно выделяются системы:
рабовладельческие;
феодальные;
капиталистические;
командно-административные.
Довольно распространенное выделения традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). В других системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.
5. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы модернизированной системы, что рождается, и элементы старой системы. Политическая система современной Украины носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, то есть ответственного и компетентного бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
6. Существуют различные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и по состоянию политической структуры. Одна из них разработана Д.Алмондом и Д.Пауеллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярності, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.
23.
Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным шпам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).
1) регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспечивается исполнительной и судебной властью;
2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресурсах, политической поддержке;
3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределение политической системой благ, статусов, привилегий социальным институтам, индивидам и группам. Так, централизованного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступающие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюджетные сферы и содержать органы государства;
4) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требований, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.
Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразованием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обеспечению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют шесть функций:
1) функцию артикуляции (выражения) интересов. Эти интересы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований;
2) функцию агрегирования интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обобщения, распределения по степени важности, перевода требований на язык программ и доведения их до власти. Эту функцию осуществляют по преимуществу политические партии.
Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм; исполнительной -функция применения правил; судебной - функция контроля за применением правил. Эффективность реализации названных функций во многом зависит от степени специализации и структурной дифференциации ролей политических институтов, четкого соблюдения принципов разделения властей и их взаимодействия.
Последняя функция, обеспечивающая внутреннее развитие политической системы - функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами.
24.
В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима: юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства, и социологический, опирающийся на анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является второй подход, дающий возможность сопоставлять официальные и реальные нормы поведения субъектов в сфере власти, отражать реальное состояние дел в области прав и свобод, выяснять, какие группы контролируют процесс принятия решений, и т.
д. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматриваются не только правительство или официальные структуры, но и те, подчас не обладающие формальным статусом группировки, которые реально влияют на принятие решений. В качестве определенной характеристики правления при этом может рассматриваться и деятельность оппозиции, а также другие, в том числе антисистемные, компоненты политики. Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
25.
Наиболее крупным социальным институтом является государство. Государство возникает из определенных социальных потребностей, с определенной целевой направленностью, в нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление социальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социального института.
В государстве уже четко разделяется управляющая и управляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института (публично-властной организации классового общества ) принадлежит государственному аппарату. Государственный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.
Главная функция государства состоит в формировании такой социальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собственников.
Другой не менее важной функцией государства является подавление сопротивления угнетенных классов, установление отношений господства и подчинения. Господство — это не что иное, как навязывание волк класса остальной части общества посредством применения институционального принуждения. Принуждение осуществляется многообразными формами воздействия, в том числе и идеологическими. Идеология в этом плане предстает как инструмент господствующих классов, функционирующий в государстве для внедрения в сознание масс принципов и идеалов, способствующих осуществлению классового господства.
Управление , манипуляция, защита....
Управление – контроль воздействия, объективная проверка идей и проектов на состоятельность, прежде чем их реализовывать, чтобы избежать ошибок; стабилизация власти
манипуляция — это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний,реклама привлекательных целей
защита- оборона страны, защита ее интересов на международной арене
26.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков —США),
внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридическиглавой правительства(постпремьер-министраотсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун,Кот-д’Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой(является главойисполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедураимпичмента).
Парла́ментскаяреспу́блика — разновидность республикис перевесом полномочий в пользупарламента. В парламентской республикеправительствоотвечает только перед парламентом, а не передпрезидентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит вотставку, либо добивается черезглаву государствароспуска парламентаи назначения новыхвыборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемойэкономикой(Италия,Турция,Германия,Греция,Израильи др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Смешанная - Данная категория наиболее характерна для государств переходного политического режима, но может встречаться и в странах с устойчивыми демократическими традициями. Наиболее характерными признаками смешанной республики являются: Избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента. Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной. Правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа. Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента. Наличие механизма «сдержек и противовесов», при котором парламент обладает правом отправить в отставку правительство, в свою очередь, избранный глава государства - в ответ выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган. Причем, правительство уходит в отставку только вместе с премьер-министром, но не с президентом. Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд
27.
В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные. Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом населения, а также большими территориями являются федерациями.
Нередко федеративное государство практически является унитарным. В основе такого несоответствия чаще всего лежит политический фактор. Посредством присвоения себе ряда важнейших полномочий федеральными органами государственной власти и, в первую очередь экономических, фактически федерация превращается в унитарное государство.
Унитарные государства:
одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные системы, единые вооруженные силы;
наличие местных органов власти, не обладающих признаками суверенитета.
Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.
Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.
Федеративные государства:
две системы высших органов власти - федеральное и субъектов федерации;
территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). В то же время территории всех субъектов составляют единую территорию страны;
граждане субъектов федерации одновременно являются гражданами всей страны;
федерация имеет единые вооруженные силы, финансовую, налоговую и денежную системы;
субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования;
основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
По нашему мнению, В.Ф. Калина достаточно обоснованно предложил считать исходными принципами федерализма следующие.
Отсутствие реального суверенитета (есть только его признаки) у субъектов федерации и отсутствие права на одностороннее изменение статуса субъекта федерации.
Разграничение на конституционном и договорном уровнях предметов ведения между федерацией и ее субъектами и возможностей их изменения.
Верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов федерации.
Единство экономической и социальной системы, свободное передвижение людей, товаров, услуг в пределах всей федерации.
Равноправие субъектов федерации.
Территориальный подход к строительству федерации.
Принцип системности, в котором важнейшую роль играет необходимость сохранения государственной целостности (единая форма государственного правления, политического и государственного режима). Сохранение или разрушение системных связей с субъектами федерации напрямую связано с вопросами обеспечения безопасности такого государства (экономической, политической, военной, экологической, геополитической и т.п.).
Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода.
Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
создаются координационные органы для ведения общих дел;
для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;
правовой основой является договор между участниками;
имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;
конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;
сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
государства могут договориться: о единой денежной системе; о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
28.
В функциях выборов в масштабах государства отража- ются основные направления их влияния на общество и по- литические институты. Отмечая большое разнообразие фун- кций, выделим следующие: – формирование органов публичной власти – пар- ламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправ- ления; – выражение и представительство интересов различ- ных социальных групп и слоев населения, электората; – включение граждан в политический процесс в каче- стве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике; – легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчи- няться; – формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представи- телей общества; – контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса. Подготовка и проведение выборов сопряжены с боль- шим разнообразием политических мероприятий, характер- ных для этого особого периода в жизни общества. Их сово- купность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событи- ях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступле- ниях претендентов на выборную должность в средствах мас- совой информации и других.
Существует множество различных классификаций выборов.
1. По способу народного волеизъявления различают прямые (граждане непосредственно голосуют за кандидата на выборную должность) и непрямые выборы. Непрямые выборы бывают косвенные (воля избирателей опосредуется специально создаваемой коллегией выборщиков) и многостепенные (непосредственно гражданами избирается орган низшей ступени, который из своего состава избирает орган или должностное лицо более высокой ступени).
2. По срокам проведения выборы бывают очередные (выборы, которые проводятся в определенный законодательством срок, через равные промежутки времени, по истечении срока полномочий выборного органа или должностного лица) и внеочередные (т. е. если невозможно проведение очередных выборов, например в результате отставки президента).
3. По количеству голосований выборы могут проходить в один или в два тура. При однократных выборах сразу решается вопрос об избрании депутатов и иных должностных лиц. При проведении выборов в два тура (повторное голосование) решающим является именно второй тур. От повторного голосования следует отличать повторные выборы, которые назначаются, если первые выборы признаны несостоявшимися или недействительными, в этом случае проводится весь цикл избирательных действий.
4. По территории проведения выборы подразделяют на всеобщие (т. е. проходящие на всей территории государства) и региональные (проходящие в отдельном территориальном образовании).
5. Также выборы делят на полные и частичные - по процентному отношению от полного состава представительного органа. При полных выборах избирается сразу и целиком весь состав представительного органа, при частичных (принцип ротации) - равными частями через определенные промежутки времени.
К основным принципам демократического избирательного права относят:
• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);
• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);
• принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);
• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;
• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.
29.
В мире наиболее распространены типы избирательных систем, выделяемые по способу распределения депутатских мандатов в представительном органе власти по результатам выборов: 1) мажоритарная; 2) пропорциональная.
Мажоритарная избирательная система является упрощенной. В данном случае распределение депутатских мандатов основывается на большинстве голосов, поданных за кандидата или политическую партию. Таким образом, депутатские мандаты получают лица, непосредственно за которых проголосовали избиратели.
Мажоритарные избирательные системы по способу определения большинства могут быть: 1) относительными (распределение осуществляется по принципу «простого большинства»); 2) абсолютными (в этом случае требуется наличие «абсолютного большинства» голосов: не менее 50 % + 1 голос); 3) квалифицированными (используется «квалифицированное большинство голосов», т. е. побеждает кандидат, политическая партия, получившие не менее 2/3 голосов избирателей).
Пропорциональная избирательная система – порядок распределения депутатских мандатов, при котором каждая политическая партия, блок получают такое число мандатов, которое будет пропорциональным числу поданных за нее голосов.
В пропорциональной системе законом может устанавливаться минимальное число голосов избирателей, поданных в поддержку той или иной партии, блока, при котором партия, блок могут участвовать в распределении мандатов.
В РФ используются обе вышеуказанные избирательные системы, поэтому РФ – государство со смешанной формой избирательной системы, т. е. половина (225) депутатов высшего представительного органа РФ избирается по мажоритарной системе, а другие 225 – по пропорциональной системе исходя из числа голосов избирателей, поданных за тот или иной список кандидатов или политический блок.
При этом в РФ минимальное число голосов (на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ), при получении которого партия или блок допускаются к распределению мандатов, – 7 % от числа избирателей, принявших участие в выборах.
Избирательное право в Российской Федерации имеет свои источники, т.е. нормативные акты, которые определяют порядок выборов:
1) Конституция Российской Федерации (1993);
2) конституции республик в составе России, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
3) Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994);
4) законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
5) указы и распоряжения Президента России;
6) нормативные акты глав администраций (президентов и губернаторов) исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Избирательное право основано на нескольких принципах. Оно является прямым, всеобщим, равным и осуществляется при тайном голосовании. В числе основных принципов избирательного права — свобода предвыборной агитации и равноправие кандидатов при проведении избирательной кампании. Избирательное право обусловливает особенности избирательной системы. Основная особенность избирательной системы в России состоит в том, что она является смешанной, т.е. складывается из мажоритарной и пропорциональной систем представительства.
Данная избирательная система используется в России с 1993 г. Ее действие показало, что многие социальные группы электората оказывались без своих представителей в парламенте, т.е. идея представительства не срабатывала в полной и необходимой степени. Нельзя считать систему представительной, если почти половина голосов избирателей оказывалась вне поля парламента. Данная система может работать в полной мере только тогда, когда в обществе существует устоявшаяся партийная система с несколькими крупными и авторитетными политическими партиями. В России таких партий нет.
В соответствии с российскими законами избирательными правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие на момент проведения выборов восемнадцати лет. Право избирать называется активным избирательным правом, а право быть избранным — пассивным (для депутатов Государственной Думы — не менее 21 года, для Президента России — не менее 35 лет). Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям.
Как осуществляются выборы в федеральные органы государственной власти? Федеральное Собрание России является представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.
30.
В полной мере эти слова справедливы по отношению к учению о политической партии, созданному немецким социологом и историком Р.Михельсом,некоторые аспекты которого являются предметом историографического анализа в настоящей статье. Свою задачу автор видит в попытке выявить квинтэссенцию научной аргументации Р.Михельса, рассмотреть обобщенные исследователем перспективы партии как социально-политического института в условиях демократической политической системы.
Р.Михельс изложил свои взгляды в отношении политических партий и сущности этого социально-политического института в жизни общества, в книге "ZurSoziologiedesParteiwesensindermodernenDemokratie. Untersuchengenuber die oligarchischenTendenzen des Gruppenlebens von Robert Michels.Leipzig, 1911" /"Социология политической партии в условиях демократии. Исследование олигархических тенденций партийной жизни"/. Увидевшее свет в 1911 году на немецком языке, исследование Р.Михельса, к сожалению, до сих пор полностью не переведено и не опубликовано на русском языке[4].
Р.Михельс продолжил линию критического исследования политических партий. При этом основной акцент ученый сделал на попытке эмпирически изучить партии с точки зрения их "внутренней" жизни, выяснить, какое влияние внутрипартийные организационные процессы оказывают наполитический механизм представительной демократии. В основе подхода к определению политической партии у Р.Михельса лежит сформулированный им "железный закон олигархии", увязывающий развитие партийной организации с неизбежным возникновением в её структуре олигархии, руководящей верхушки, узкой группы лиц, узурпирующей власть. При помощи политико-социологического анализа внутренней природы партии немецкий ученый попытался объяснить комплекс олигархических тенденций, порождаемый партийными организационными структурами.
31.Понятие,определения и признаки политической партии. Политическая партия является добровольным самоуправляющимся объединением граждан, создаваемым по их собственной инициативе для совместной реализации целей и задач, отстаивания собственных представлений на развитие общества. Вместе с тем – это один из базисных институтов политической системы общества, способствующий воспроизводству и ротации политической элиты. Не будучи сами носителями государственной власти, политические партии функционально включены в систему власте-отношений, являются связующим звеном между государством и гражданами, обеспечивают целостность и устойчивость политической системы. Существование политических партий в равной мере невозможно как без общества с его многообразными интересами, агрегирование и представительство которых осуществляют партии, так и без государства, олицетворяющего публичную власть в обществе. Политическая партия – это организованная группаединомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющаяинтересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоеваниягосударственной власти или участия в ее осуществлении.
Политическая партия – это наиболее активная и организованная частьсоциальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологическойобщностью и борющаяся за политическую власть. Партии преследуют определенныецели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями междуразличными социальными группами, нациями и т. д., борьбой за преимущества восуществлении собственной политики.
Основные признаки политической партии:
- связь с определенной группой, социальным слоем или их совокупностью, тоесть наличие социальной базы;
- обладание определенной программой деятельности, отражающей единствомировоззренческих установок и идеологических принципов членов партии;
- наличие формализованной структуры (членство, субординация органов, партийный аппарат и т. д.);
- установка на достижение политической власти и действия поеепрактическомувоплощению.
Основное отличие партий от других разновидностей общественных организаций, - это открытая борьба за политическую, государственную власть. В отличие отпартий общественные организации (фонды, ассоциации, союзы, движения, лобби и т. п.) также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямогоконтроля над правительственной властью. Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства;
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
- 6)Основными функциями политологии являются:
- 11. Легитимность политической власти: основные теоретические трактовки.
- 12. Индивид как первичный субъект политики. Классификация политических индивидов.
- 13.Социальные группы как потенциальные и реальные участники политических отношений.
- 14. Генезис и эволюция концепции гражданского общества, качественные характеристики гражданского общества.
- Античность
- Средние века
- Новое время
- 15. Современные представления о гражданском обществе.
- 16. Классические теории элит ( в.Парето, г.Моска, р.Михельс) Политическая элита: классические теории
- 17 Свойства, функции и структура политической элиты..
- 1. Политическая элита: сущность, структура и функции
- 18. Социадьные источники и механизмы рекрутирования политической элиты.
- 19. Основные теории политического лидерства. Современные концепции лидерства
- 20. Политическое лидерство: функции, стили, типы и классификации лидерства.
- Типы политического лидерства
- Классификация политического лидерства
- 32.Типология политических партий.
- 33.Партийные системы.
- 34.Политика как объект теоретического исследования. Концептуальные подходы.
- 35.Теория политического развития и политических изменений: различные концептуальные подходы.
- Типы политических конфликтов
- 39.Поведенческие концепции власти.
- 40.Политическое поведение и политическая деятельность
- 51. Анархизм и его современные особенности.
- 52. Социал-демократическая идеология.
- 53. Сущность, особенности и разновидности авторитаризма.
- 54. Политическая социализация как процесс.
- 55. Основные подходы к определению сущности политической культуры.
- 56. Функции, структура и типология политической системы.
- 57. Концепции политической культуры. Подход Алмонда и Вербы.
- 58. Деструктивные идеологии и политический экстремизм.
- 59. Становление и особенности развития политической культуры в России.
- 60. Теоретические основания международных политических процессов.