logo
Анализ политики социалистов, проводимой при премьерстве Лионеля Жоспена

Глава III. Внутренняя политика при премьерстве Лионеля Жоспена

С самого начала третьего "сосуществования" Лионель Жоспен заявил о своём стремлении "реабилитировать практику социального диалога", при условии, что общество перестанет ждать всего только от государства, предоставив государству заниматься главными своими обязанностями: самореформированием, уменьшением социального неравенства одновременно с возобновлением поступательного развития страны, мерами против безработицы, которую уходящее правительство оставило на беспрецедентно высоком уровне - 12,7% активного населения.

Приоритетами нового правительства стали рост занятости и борьба с социальным неравенством, что требовало обращения к методам "государства всеобщего благоденствия". Однако главный приоритет международной политики Франции - европейское строительство - требовал ограничения государственных расходов. Практически Жоспен попал в ту же ситуацию, что и до него А. Жюппе, и это позволяло правым предрекать неудачу в реализации обещаний нового правительства. Государственные расходы перераспределялись правительством в пользу финансирования политики занятости и в ущерб военным расходам. Рост бюджетных расходов, который составлял при Жюппе 2,25% (1996 г.) был в 1997 г. снижен до 0,2%, а в 1998 г. сведён к нулю.

Визитной карточкой правительства Жоспена была 5-летняя программа создания новых рабочих мест, и в первую очередь для молодёжи. Они должны были создаваться главным образом в сфере образования, в муниципалитетах, в общественных учреждениях и ассоциациях, поскольку опыт предыдущих правительств показал, что предпринимательский сектор экономики не в состоянии поглотить избыток рабочей силы. Беспрецедентная атака террористов на жизненные центры США 11 сентября 2001 г. дала правительству повод объявить о значительном увеличении в 2002 г. вакансий в полиции (на 3000), жандармерии (на 1000) и органах правосудия (3000 новых рабочих мест).

Долгосрочные меры по решению проблемы безработицы предусматривали широкую программу налогового поощрения предприятий за создание новых рабочих мест. Рекордным в этом отношении был 1999 г., когда помощь предприятиям на увеличение занятости выросла вдвое. В 1999 г. уровень безработицы снизился с 12,5% до 11%, что произвело сильное впечатление на общество, тем более что предложенная правительством Л.Жоспена дополнительно к "закону о 35 часах" программа создания 350 тысяч рабочих мест в 1997-2000 гг. уменьшила безработицу среди молодёжи на 2%.

Однако рост безработицы опять же возобновился, а предприниматели были недовольны введёнными левыми ограничениями на увольнения персонала, которые, по мнению патронов, снижали конкурентоспособность французских предприятий.

Намерение правительства сократить рабочую неделю, что тоже могло вести к появлению новых вакансий, вызвало сопротивление Национального совета французского патроната. В свою очередь, трудящиеся протестовали против введения 35-часовой рабочей недели по схемам, предложенным патронатом и невыгодным лицам наёмного труда, что было главным мотивом демонстраций безработных в декабре 1997 - январе 1998 гг.

Профсоюзы выступали за компенсирующее увеличение занятости, против массового использования временной работы, за четырёхдневную рабочую неделю и за повышение почасовой оплаты труда, которая выросла в 1999 г. на 2,7%. Поправки к закону, принятые под давлением патроната в первую очередь в интересах среднего и мелкого бизнеса, отсрочили введение новых правил до 2004 г.

Престиж президента был поколеблен серией финансовых скандалов, связанных с вольным распоряжением общественными средствами в период его пребывания на посту мэра Парижа, в то время как Жоспен упрочил свою репутацию борца с коррупцией, в частности, публичным моральным осуждением и немедленной отставкой летом 1999 г. своего министра экономики Д. Страус-Канна, обвинённого в финансовых злоупотреблениях. Его сменил Л. Фабиус - давний соперник Жоспена в борьбе за лидерство в ФСП, что означало примирение внутри партии.

Став министром экономики и финансов, Л. Фабиус подтвердил стремление правительства уменьшить налоговое бремя. Жоспен в своё время обещал к концу легислатуры вернуться к уровню налогообложения 1995 г. Фабиус подтвердил, что в 2000-2002 гг. налоги уменьшатся на 170 млрд. фр.

Важной и не решённой являлась для правительства Жоспена проблема политической идентичности. Он думал спровоцировать правых на дискуссию по вопросу о пенсиях, упрекая их в недостатке предложений по нему с их стороны, но оппозиция в ссору не вступила. В то же время, ФСП необходимо было в преддверии президентских и парламентских выборов 2002 г. найти что-либо равноценное главной идее выборов 1997 г.: "рабочие места для молодёжи и 35-часовая рабочая неделя".

Отчего магистральным направлением социальной политики правительства Жоспена стала разработка концепции пенсионной реформы. Этот вопрос стал актуальным еще с конца 80-х годов, а в последнее десятилетие XX века перешел в разряд неотложных. Об этом убедительно говорили данные статистики и демографических прогнозов, предсказывающих резкое увеличение числа пенсионеров в начале XXI столетия. Поколения послевоенного "бэби-бума" достигают пенсионного возраста, начиная с 2006 г. Если в прошлое десятилетие во Франции ежегодно выходили на пенсию порядка 600 тыс. человек, то с 2006 г., эта цифра увеличится до 800 тыс. человек. В итоге, все уменьшающееся число работающих людей будет вынуждено содержать постоянно растущее количество пенсионеров, что может привести к банкротству французскую пенсионную систему. Но все ограничилось учреждением Резервного пенсионного фонда, который должен был ежегодно пополняться на 30 млрд.фр., с тем, чтобы к 2020 г. располагать ресурсами в размере 1000 млрд. фр. Предполагалось, что это могло обеспечить финансовую стабильность основных пенсионных режимов.

В плане бюджета на 2002 г. правительство Жоспена выдвинуло идею "солидарной экономики", которая определялась как "принцип и практика создания экономики, основанной на этических принципах солидарности, ответственности, самостоятельности, общественной пользы и гражданской инициативы". Сектором солидарной экономики в проекте названы кооперативы, общества взаимопомощи, ассоциации. Правительство было намерено содействовать развитию этого сектора, в частности, путём модернизации законов об ассоциациях, причём наиболее перспективной формой их развития названы кооперативные общества с коллективной прибылью. Стремление правительства Л. Жоспена преодолеть общественную разобщённость и "социальный раскол" было определено в формуле: "занятость и солидарность", выдвинутой в плане бюджета на 2002 г. Третьим необходимым слагаемым предложенной правительством стратегии является укрепление экономики.

Предложения правительства Жоспена не носили радикального характера, однако вписывались в заявленную социалистами стратегию построения общества, в котором "человек является целью и смыслом экономики". Этой гуманистической тенденции отвечал и выдержанный в духе терпимости и уважения свободы выбора закон о Гражданском пакте солидарности, принятый Национальным собранием октябре 1999 г., несмотря на резкий протест правых сил. Закон придал юридический статус всем парам, проживающим совместно, независимо от того, состоят ли они в законном браке и являются ли они гетеро или гомосексуальными. Благодаря соответствующему закону пары, не зарегистрировавшие свои отношения, получали права на наследование имущества. На них распространялись налоговые правила о льготном обложении семей. В том же духе развития прав личности шло продвижение правительством социалистов конституционного закона о паритете, т.е. равном доступе мужчин и женщин к выборным должностям и к мандатам депутатов всех уровней. Закон был единогласно принят Национальным собранием 16 декабря 1998 г. С начала 90-х годов кандидаты на пост премьер-министра ставили себе в заслугу увеличение числа министров - женщин в правительстве. Принцип равноправия и отказ от дискриминации, в том числе и по признаку пола, имеют во Франции такое значение, что в речах политических деятелей стало правилом употребление формулы "женщины и мужчины" после обозначения любой общественной или профессиональной группы, о которой говорит оратор.

В соответствии с этими факторами социально-экономическая стратегия правительств в 90-е годы предусматривала, независимо от их партийного состава, в качестве приоритетов:

- обеспечение экономического роста (с начала 90-х по 1996 - умеренный рост (исключая 1993 г. с отрицательным показателем роста), но в 1997 - 3,2%, в 1998 - 2,9%, 2000 - 3,7%, 2001 - 2,967%;

- бюджетную экономию, которая осуществляется главным образом за счёт сокращения расходов на государственное управление (в нач.90-х - 5,8% ВВП, в 1998 - 3%) и изменения структуры доходов и расходов местных органов власти и системы социального обеспечения;

- обуздание инфляции: в нач.90-х рост цен составлял 14% в год, и начиная с 1991 он снизился до 3%, а в 1998 инфляция составила около 1%, что явилось результатом продолжительного консенсуса социальных партнёров и неуклонной политики стабилизации цен, проводившейся в последние десятилетия всеми правительствами, независимо от их политической принадлежности;

- рост внешней торговли (французского экспорта). С начала 90-х годов у Франции положительное внешнеторговое сальдо (в 1990 сальдо было отрицательным - 13,3 млрд. долларов, в 1995 - положительное - 11 млрд., в 1997 - 26,6 млрд., в 1998 - 26,1 млрд., в 1999 - 22,5 млрд., в 2000 - 20,7 млрд., а на 2001 г. прогнозировали положительное сальдо в 21,7 млрд. долларов США68), в том числе и в торговле со странами ЕС (на их долю приходится 60% внеш. торг. страны);

- модернизацию французской экономики за счёт создания благоприятного инвестиционного климата (в т.ч. налогового);

- повышение конкурентоспособности французской промышленности. Тот факт, что уровень заработной платы квалифицированных работников во Франции на 25% ниже, чем в Германии (основном торговом партнёре Франции), способствует размещению на территории страны (в Эльзасе и Лотарингии) многих иностранных фирм, что способствует увеличению занятости в этих регионах, в годы кризиса оказавшихся в бедственном положении. Хотя по сравнению с Италией, Испанией и Великобританией разрыв в уровнях зарплаты неблагоприятен для Франции, он компенсируется более высокой производительностью труда. Угроза исходит от развивающихся стран, где производственные затраты в 30-50 раз ниже. Чтобы воспрепятствовать перемещению капиталов из Франции в эти страны, правительство стремится к снижению стоимости рабочей силы, облегчая предприятиям бремя обязательных отчислений (социальных) и поощряя применение новых технологий.

В 90-е годы правительство предпочитает микроэкономические меры, призванные влиять на условия спроса и предложения. Оно стремится уменьшить налоги с предприятий и облегчить им доступ к новым источникам финансирования, создать режим наибольшего благоприятствования для мелкого и среднего бизнеса. Наибольшие поступления в бюджет идут от налога на добавленную стоимость, подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Приход к власти правых приводит к повышению планки налога на крупные состояния и, следовательно, к уменьшению круга лиц, затронутых этим налогом.

Согласно первоначальному замыслу, реприватизация акций небольшими пакетами должна была привлечь средства на модернизацию предприятий и расширить слой собственников акций, т.е. базу либерального капитализма, на американский манер. Интересно, что сокращение участия государства в предприятиях продолжило и правительство левых сил Жоспена: оно заявило о готовящейся приватизации банка "Кредит лионе". Прежде приватизация была требованием исключительно правых. Таким образом, в конце 90-х годов достигнут консенсус и по этому вопросу.

Государственный бюджет Франции является свидетельством её приоритетов. Основными статьями являются: расходы на среднее и высшее образование, на оборону, на социальные министерства (занятости и солидарности, ветеранов войны), на транспорт, оборудование и жильё.

Тенденция последних лет, связанная с правлением левых сил, но при одобрении президента-голлиста, состояла в перераспределении государственных расходов в пользу социальных программ, в ущерб расходам на армию и администрацию. С приходом к власти левых сил, как правило, растут ассигнования на культуру и науку, особенно на гуманитарные исследования. Правые правительства склонны экономить именно на этих расходных статьях.

Консенсус в выработке оптимальной макроэкономической стратегии дополняется консенсусом в восприятии социальных проблем. На уровне правящей элиты, безотносительно к её политической принадлежности, он состоит в осознании необходимости сочетать прогресс социального законодательства с срочными правительственными мерами, реагируя на возникающие социальные конфликты, что способствует их разрешению в рамках закона. Опыт преодоления последствий затяжного экономического кризиса породил в обществе сознание, что экономический рост и конкурентоспособность французской экономики являются необходимым фоном для улучшения положения обездоленных. Однако в подходах к этому вопросу правых и левых правительств избиратели по-прежнему улавливают существенные различия. Либерализм правых связывается с преклонением перед деньгами и прибылью, в то время как левые кажутся более чувствительными к человеческому измерению прогресса экономики.

Гуманитарные проблемы приобретают всё большее значение в глазах французов. Всё общество волнует проблема безопасности, борьбы с терроризмом, стабильности в стране и в мире. Безработица, маргинализация, незаконная иммиграция и связанная с ними проблема социального восхождения составляют сегодня круг вопросов, определяющих проблематику "социального раскола". Это воспринимаются современным французским обществом особенно болезненно, поскольку оно осознаёт их неприемлемость в такой изобильной, благополучной стране, как Франция, входящая в число наиболее передовых индустриальных стран мира. В мире она занимает 5-ое место по уровню экономического развития, 4-ое место по экспорту, в Европе - 1-ое место по экспорту сельскохозяйственной продукции. Благодаря неуклонному послевоенному прогрессу государственной политики в социальной области, во Франции самая низкая детская смертность: 6,7 промили. Доход на душу населения один из самых высоких в мире (после США и Германии). Половина семей может позволить себе уехать отдыхать на каникулы.

Динамика структуры занятости свидетельствует о высоком уровне экономического развития страны, о её быстрой модернизации. В сельском хозяйстве занято около 1 млн. чел., т.е. 4% (в 1954 - 30%) населения, в течение 20 лет снижается доля занятых в промышленности и в строительстве. В 1996 г. - 26% (против 38% в начале 70-х), резко сократилась занятость неквалифицированных рабочих (с 1975 по 1996 - на 2 млн.). Доминирующее положение в экономике занимают торговля и сфера услуг(16 млн. чел., т.е. 69% всех работающих против 40% в 1954 г.). С 1970 г. в этой сфере было создано 5 млн. новых рабочих мест. В то же время, здесь также сокращается число рабочих мест для персонала низкой квалификации, главным образом из-за компьютеризации расчётов и обслуживания.

Социальные издержки модернизации, усугубляющие общественное неравенство, являются сегодня главным источником социальной напряжённости во Франции. Если можно говорить о нарушении традиционной социальной солидарности, характеризовавшейся прежде классовым противостоянием мира труда и мира капитала, то с не меньшим основанием следует отметить рождение новых социальных связей, основанных на региональной или этно-культурной общности. Проявление этой общности можно увидеть и в распространении националистических и расистских настроений (как среди коренных французов, так и среди национальных или религиозных меньшинств), и в новых социальных движениях, протестующих против издержек глобализации.

Такой курс получил название "левого реализма", а широкое использование при его проведении методов социального диалога позволило прессе назвать политику кабинета Жоспена "модернизацией с человеческим лицом".

Виток противостояния политических "сожителей" президента Франции Жака Ширака и премьер-министра Лионеля Жоспена вызвал отказ главы государства подписать черновой вариант проекта закона о новом статусе Корсики. Правительство настаивало на вынесении его на суд Совета министров 14 февраля, однако Жак Ширак просто воспользовался статьей 9-й Конституции, в соответствии с которой президент республики является председателем Совета министров.

Президент решил отложить рассмотрение проекта до следующего заседания Совета министров и посоветовал правительству "изучить его еще раз". Очевидно, что ряд положений проекта заведомо противоречил Конституции, а значит, не мог быть одобрен президентом. Противоречия эти были выявлены Государственным советом, учрежденным, кстати, знаменитым корсиканцем Наполеоном еще 8 февраля. Хотя теоретически совет возглавляет премьер-министр, на практике им руководит вице-президент, назначенный президентом. Поэтому правительство как бы получает официальное право не подчиняться косвенным рекомендациям президента, исходящим от Государственного совета. Вот и на этот раз оно предпочло ничего не менять в проекте, прошедшем нелегкий путь от июльских "матиньонских соглашений" 2000 года. Мало того, ссылаясь на решение Ассамблеи Корсики, которая "огромным большинством одобрила" текст проекта в июле 2000 года, Жоспен пообещал и в следующий раз вынести проект на суд Совета министров без изменений.