logo
otvety_politologia

Политические идеи средневековья.

Система взглядов человека Cредневековья определялась такими понятиями, как вера в Бога, сотворение мира, первородный грех и Страшный суд, загробная жизнь и т. д. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических (рассматривающих божественное начало).

С таких позиций трактовал их крупнейший католический теолог Августин Аврелий (Блаженный) (353–430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же эта воля не реализуется, то искажается его предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. В своем труде «О граде Божием» он выдвигает принцип безусловного приоритета церковной власти над светской.

Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225–1274). Сущность власти, определяемая Богом, – благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку.

По мнению Н. Макиавелли, политика – отражение природы человека. Исследования Н. Макиавелли – «Государь», «Рассуждая о первой декаде Тита Ливия» – построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям – их тогдашним правителям. Автор выстраивает определенную концепцию о природе государства, его сущности, формах государственного устройства и способах осуществления власти. Он подчеркивает зависимость политики от естественных сил: климата, места, полезных ископаемых. Политика для него – удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение ими – к поражению и неудаче.