logo
Novaya_metodichka_po_kur_ODKB

1. Общие положения по выполнению курсовых работ

 

Процесс подготовки, выполнения и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:

  1. выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

  2. подбор литературы;

  3. составление плана работы;

  4. изучение требований к оформлению работы;

  5. изучение подобранной литературы;

  6. написание работы;

  7. завершение работы и представление ее на кафедру;

  8. разработка тезисов доклада;

  9. защита работы.

Выбор темы производится из тематики, рассмотренной и одобренной на заседании кафедры. Кроме того, студент имеет право предложить свою тему, при этом она должна соответствовать наименованию получаемой специальности и наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.

Выбор темы целесообразно обосновывать исходя из ее значения для функционирования современного банка, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении в вузе знаний.

В период выбора темы необходимо установить тесный контакт с преподавателем, проводящим по данной теме занятия, поскольку, как правило, именно этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя.

Практика написания курсовых работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы в ходе изучения дисциплины.

Поиск книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале вуза и методических кабинетах кафедр. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

При рассмотрении нормативно-правовых актов, регулирующих связанные с темой работы отношения, допустимо использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант» и др.).

Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках, официальных изданиях Банка России («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Годовые отчеты Банка России»).

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. На основании произведенных записей составляется список литературы, который согласовывается с научным руководителем.

Вслед за согласованием с научным руководителем темы исследования составляется план работы, отражающий структуру, содержание, логическую связь составных частей работы.

План работы составляется в зависимости от выбранного студентом метода написания работы: последовательный, выборочный или целостный.

Последовательное изложение материала требует сравнительно много времени, так как пока автор не закончил полностью очередную составную часть работы, он не может перейти к следующей.

Выборочное изложение предполагает обработку материала в любой удобной для автора последовательности.

При целостном методе вначале осуществляется написание составных частей с раскрытием сути рассматриваемых проблем. Написав, таким образом, всю работу целиком и ознакомив с ней научного руководителя, возвращаются к уточнению каждой составной части работы и всей работы в целом. Данный метод требует гораздо меньше времени на подготовку окончательной рукописи.

При использовании каждого метода могут применяться различные способы написания отдельных частей работы: синтетический (индуктивный) или аналитический (дедуктивный).

При использовании синтетического (индуктивного) способа создаются мелкие фрагменты работы, которые укрупняются в объединенные фрагменты и так далее до создания единого текста.

При использовании аналитического (дедуктивного) способа тема будущей работы разбивается на главы (задачи), которые в свою очередь разбиваются на разделы (идеи), состоящие из подразделов более мелкого уровня.

План курсовой работы обязательно должен включать в себя введение, основную часть, заключение, приложения и список использованной литературы.

В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические проблемы или практические вопросы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практика деятельности банков, обоснованы конкретные практические предложения по повышению эффективности их экономической деятельности.

Количество глав и разделов курсовой работы не регламентируется и обычно колеблется от трех до четырех.

После составления и согласования с научным руководителем плана работы необходимо заняться изучением подобранной литературы.

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о предмете вашего исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. Начинать изучение нужно с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом- журнальные статьи.

В ходе изучения литературы необходимо выявить дискуссионные вопросы по рассматриваемой теме. При нахождении таких вопросов следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу.

В результате изучения литературы предварительный план дополняется под вопросами, развивающими отдельные проблемы.

После изучения и обработки литературы можно приступить к написанию работы.

Материал должен излагаться в соответствии с названием и целевой установкой работы, логически стройно и последовательно, выводы должны быть аргументированы.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить предмет и объект исследования, структуру и хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Введение к курсовой работе должно быть по объему 2-3 страницы.

Формулировки содержащихся во введении актуальности, цели и задач работы, научной новизны и практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований. Аналогичным требованиям должны соответствовать и содержащиеся в заключении выводы. На выполнение данных требований необходимо обратить особое внимание, поскольку зачастую введение и заключение становятся «визитными карточками» работы.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности изучаемой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, то есть требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно о предмете и что пока не известно.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы, которая должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения закономерностей между экономическими явлениями.

Исходя из цели работы определяются и задачи работы. Их формулировку необходимо делать как можно тщательнее, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав курсовой работы. В последующем, при написании заключения необходимо будет сделать выводы, отражающие достижение цели и задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы, которая, в свою очередь, должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, позволяющих повысить эффективность деятельности банков.

При написании введения необходимо обратить внимание на определение предмета и объекта исследования. Предмет исследования определяется теми экономическими отношениями, которые анализируются в работе. Уровень развития исследуемых экономических отношений характеризует объект исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать краткий перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Написание каждой главы курсовой работы имеет свои особенности. Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть работы не самоцель, а средство для создания теоретической базы рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Поскольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первой главе работы целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения первой главы выводы должны раскрыть научную новизну работы, сформулированную во введении.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел на определенном темой участке деятельности. Для этого используются нормативные документы, финансовую отчетность коммерческих банков, материалы научно-практических конференций, статистические данные, отражающие протекающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретного банка.

Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. При этом необходимо учитывать следующее:

1) приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными;

2) при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, что их можно сравнивать лишь тогда, когда они сопоставимы;

3) цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемого экономического процесса, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов.

В третьей главе приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон банковской деятельности, проблемные аспекты которых были выявлены во второй главе. Высказываемые в данной главе предложения должны также решать те задачи, которые были сформулированы во введении. При решении этих задач следует определять несколько вариантов достижения цели, оценить каждый из них по одному или нескольким критериям для выявления «плюсов» и «минусов» и выбрать наиболее предпочтительный вариант. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость работы, заявленную во введении.

В заключении работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнута ли цель и задачи работы. Выводы и предложения к курсовой работе по объему должны составлять 2-3 страницы.

Раздел «Заключение» носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию. Это «выводное знание» не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материалов, особенно на лексику и фразеологию, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.