logo
Тема_полит

Типология политических систем

Основным институтом политической системы является государство. Длительный исторический период времени государство было единственным институтом политической системы, т.е. других политических институтов не существовало. С возникновением негосударственных институтов (полит.партии, общественно-политические организация и до.) политическая система расширяет свои рамки и приобретает современные формы.

Каждая политическая система по-своему уникальна. Но для удобства исследования их можно сопоставлять, типологизировать, выделяя общие признаки. Типы политической системы классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от типа общества и характера политического режима различают: тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

От типа господствующей в обществе идеологии – коммунистический, фашистские, либеральные, исламские и др.

Формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно-экономических формаций на рабовладельческие, профеодальные, феодальные, буржуазные, социалистические.

Цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизаций: традиционная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная (информационная).

А также по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне различают открытые и закрытые политические системы, по характеру взаимоотношений между центром и местами – децентрализованные и централизованные

Однако существуют и другие основания типологизации политических систем.

Рассмотрим тип государства по формам правления:

Монархия – это такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – наследственного правителя, монарха (фараона, султана, царя, короля, императора и т.д.)

История знает монархию:

Неограниченная монархия – власть правителя не имеет каких-либо серьезных ограничений и носит в основном единоличный, самодержавный характер. Такая самовластная монархия была типична для многовекового периода рабовладения и феодализма. Но и она, в свою очередь, на разных этапах выступала в разных исторических формах. Важнейшие из них можно свести к следующим (рисунок)

Основные формы неорганической монархии:

Форма монархия

Краткая характеристика

Примеры стран и период

Деспотия

Абсолютное господство властителя + произвол верхов и бесправие подданных

государства Древнего Востока (первые тысячелетия до н.э.)

Теократия

Глава государства одновременно и религиозный глава общества

Иудейское царство (Х – VI вв. до н.э.); Арабский халифат (VII – Х вв.)

Сословная монархия

Власть монарха + совещательный орган представителей от сословий

Многие страны Европы (в основном ХII – ХV вв.), Россия (XVI-XVIII вв.)

Абсолютизм

Сильная, неограниченная, самодержавная власть монарха

Многие страны Европы (в основном XVI-XVIII вв.), Россия (XVII-XIХ вв.)

Просвещенный абсолютизм

Правитель – «просвещенный монарх», настроенный на прогрессивные реформы

Австрия, Дания, Испания, Португалия, Швеция, Россия (2-я половина XVIII вв.)

По мере развития и демократизации обществ на смену неограниченной, самодержавной монархии пришла монархия ограниченная, или конституционная.

Ограниченная монархия – власть монарха ограничена на основании конституции 1. Попросту говоря, конституционный монарх просто «царствует, но не управляет», т.к. руководство страной осуществляют парламент (законодательство) и правительство (исполнительная власть).

В то же время исторический опыт показывает, что институт монархии может играть весьма положительную роль, служа важным национальным символом и позитивным моральным фактором, вдохновляющим, объединяющим и умиротворяющим общество.

Пример, именно благодаря авторитету и активности короля Испании Хуана Карлоса Первого был предотвращен антидемократический переворот в это стране в 1981 г.

Т.о. в современной мире неограниченные монархии крайне редки и сохранились они лишь в восточных государствах: Катар, Оман, Саудовская Аравия. Ограниченная монархия представлена более широко – в частности, в Бельгии, Дании, Лихтенштейне, Нидерландах, Таиланде, Швеции, Японии и др. странах.

В качестве своеобразного антипода2 монархии еще в античную эпоху возник другой тип государства по способу организации власти – республика. В современной политической практике эта государственная форма наиболее распространена. Сам термин «республика» указывает на ее главную особенность – формирование органов государственной власти на основе всеобщих выборов.

Ключевую роль в структуре высших республиканских властей играют две фигуры:

- парламент (высший законодательный орган власти, представляющий все общество. Впервые в истории он был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства. Однако, свое реальное, близкое к современному значение парламент начал приобретать в странах Запада лишь после буржуазных революций 17-18 вв. При этом, в разных странах парламентский орган называется по-разному: Кнессет (в Израиле), сейм (в Финляндии), стортинг (в Норвегии), парламент (в Бельгии, Великобритании, Индии, Канаде и др.), кортесы (в Испании и Португалии), Генеральные штаты (в Нидерландах). Кроме того, он может быть двухпалатным как в Австралии, Бразилии, Канаде, США, ФРГ, России и др. и однопалатным как в Дании, Израиле, Финляндии, Швеции и др.;

- президент (глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 г. в США Джордж Вашингтон (1732-1799 гг.))

В зависимости от объема и структуры властных полномочий парламента и президента различают две основные формы республики:

- парламентскую (президент избирается парламентом (или особой коллегией, составленной на основе парламента) и часто является лишь номинальным главой государства, фактически выполняющим лишь представительские, церемониальные функции. Выборный парламент формирует и контролирует правительство и может выразить ему вотум недоверия, отправив в отставку);

- президентскую (всенародно избранный президент является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он подбирает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный республиканский парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту3. Однако в некоторых странах при определенных условиях и президент имеет право распустить парламент, назначив новые выборы)

Наиболее рельефно президентская республика проявляется в США, где избранный американцами глава государства всегда «командует» и кабинетом министров. Эту же форму, видимо, имеют сегодня и такие страны, как Аргентина, Боливия, Венесуэла, Гватемала, Мексика, Филиппины, Финляндия, Россия и другие.

К парламентским республикам можно отнести Австрию, Индию, Исландию, Италию, ФРГ, Швейцарию и ряд др. государств.

В зависимости от вида формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация

Тип государства

Краткая характеристика

Примеры

Унитарное

государство

  • единое, составляющее одно целое государство;

  • единые конституция и гражданство;

  • единая система права, органов власти и управления;

  • делится на административно-территориальные единицы

Дания, Италия, Польша, Финляндия,

Франция, Япония

Федеративное государство

Объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые (наряду с наличием общих (федеративных) органов и структур) могут иметь:

  • собственную конституцию;

  • свои правовую и судебную системы

  • свои органы власти

  • свое гражданство и т.д.

Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия

Конфедерация

Объединение независимых государств для совместного решения общих задач (чаще политических); неустойчива: обычно

  • либо распадается;

  • либо развивается в федерацию

Швейцарская конфедерация, Сенегамбия

Итак, наиболее простым из них является: унитарное государство. «Простота» его (иногда кажущаяся) в том, что это единое, составляющее одно целое государство, в котором на всей территории действуют единые конституция и гражданство, единая система права, органов государственной власти и управления. В таком государстве нет внутренних государственных образований (наподобие штатов или республик). Оно обычно делится лишь на административно-территориальные единицы типы губерний, областей, районов. Примеры: унитарных государств – Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония.

В отличие от унитарного – федеративное государство, или федерация, объединяет относительно самостоятельные государственные образования – земли (как, например, в ФРГ), штаты (Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и др. регионы. Эти региональные единицы (субъекты, федерации) могут иметь собственную конституцию и внутреннее административно-территориальное деление, свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство.

Наряду с этим в федерации осуществляется взаимоприемлемое разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Скажем, вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других решаются на федеральном уровне; внутрирегиональные, местные проблемы – на уровне каждого субъекта федерации.

Первым в истории федеративным государством стали США (по Конституции 1787 г.). Сегодня в мире множество таких государств – Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Пакистан, Швейцария и многие другие.

Особая государственная форма – конфедерация. Сама она, строго говоря, не является государством, поскольку объединяет в себе независимые, самостоятельные государства. Подобные союзы обычно создаются для достижения тех или иных (военных, политических) общих целей и отличаются неустойчивостью. В итоге они либо распадаются (как, например, Норвегия и Швеция в 1905 г. после почти векового союза или как два западно-африканских государства Гамбия и Сенегал, объединившиеся в 1982 г. в Сенегамбию), либо перерастают в федерацию (как в свое время Швейцарская конференция (в 18 и 19 вв.) или Конфедеративные штаты Америки, объединявшие в 1861 – 1865 гг. 11 мятежных штатов рабовладельческого юга США).

Растущая глобализация жизни современных людей рождает все новые формы объединений, альянсов, содружеств государств. Наиболее впечатляющий прогресс в межгосударственной интеграции демонстрирует Европейский Союз – ЕС.

Свои пути взаимодействия ищут и бывшие союзные республики рухнувшего в 1991 г. СССР. Большинство из них объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пока, к сожалению, дает мало практической пользы. Кроме того, эти страны «пробуют себя» в различных двух- и многосторонних альянсах (например, Таможенный союз Белоруссия – Казахстан – Киргизия – Россия – Таджикистан или Союз Белоруссии и России).