logo
Моя хуета мне пизда йоу нига SWAG

Коммуникации в идеологических процессах

Популяризация идеологии белорусского государства осуществляется в сфере массовой коммуникации. Процесс передачи и распространения политической информации называетсяполитической коммуникацией. Значимость массовой политической коммуникации в идеологических процессах заключается в систематическом распространении идеологем через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись на массовую аудиторию. Огромную роль в этом процессе играют средства массовой информации (СМИ).  Средства массовой информации – это совокупность средств распространения информации на массовую аудиторию на каком-либо материальном носителе. Существует три вида СМИ: аудиовизуальные (радио и телевидение); печатные (газеты, журналы, бюллетени, сборники и т.д.); Интернет. Под термином «пресса» понимается совокупность технических средств изготовления и распространения информации, а также лиц и групп участвующих в этой деятельности. Роль СМИ в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ способствуют распространению политической информации, тем самым повышая уровень знаний граждан. С другой стороны, СМИ способны навязывать свое мнение, манипулировать сознанием массовой аудитории. Существует несколько концепций, описывающих влияние СМИ: 1) концепция «волшебной пуЛи», согласно которой материалы газет, журналов, радио, телевидения достигают своей цели, поскольку они нацелены на пассивную аудиторию, мыслящую некритически; 2) концепция «подкожной инъекции», основанная на том, что информация «впрыскивается» в сознание людей и побуждает их к соответствующему действию; 3) концепция «пустого сосуда», согласно которой аудитория впитывает все догматы, распространяемые СМИ. Неоднозначность роли СМИ связано также с тем местом, которые они занимают в политической системе. Еще в 1840 году французский писатель О. де Бальзак впервые назвал прессу «четвертой властью». Примерно столетием позже немецкий министр пропаганды Й. Геббельс назвал СМИ инструментом политического контроля, при помощи которого необходимо подчинять людей по принципу «коммуникатор сказал – реципиент сделал». Одной из самых популярных классификаций функций СМИ является классификация, предложенная английским социологом Д. Макквейлом. К социальным функциям СМИ он относит: 1) информационную-, 2) корреляционную (объяснение, комментирование и интерпретация информации); 3) континуитивную (распространение господствующей культуры); 4) развлекательную; 5) мобилизационную (способствует проведению политических кампаний при помощи пропаганды и агитации). Совокупная деятельность СМИ создает определенную среду публичного общения или информационное поле (медиа- пространство). Информационное поле – это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, образующаяся в обществе под воздействием массовых коммуникаций. Информационное поле формируется главным образом средствами массовой информации. В белорусском законодательстве под средствами массовой информации понимается та или иная форма (способ) периодического распространения массовой информации – периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа. Деятельность СМИ в Республике Беларусь регулируется Конституцией, Гражданским кодексом, Законами «О печати и других средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об электронном документе», «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативными правовыми актами. Базовым органом, обеспечивающим взаимоотношение государства и СМИ, является Министерство информации. На информационном поле Беларуси действуют следующие виды СМИ:

1)Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления. 2)Государственно-общественные СМИ. 3)СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие за их счет. 4)Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых. 5)СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли. 6)СМИ неполитических структур и организаций, имеющих «узкую» специализацию и специфическую аудиторию. По степени эффективности воздействия на массовую аудиторию на первом месте находятся теле- и радиоканалы. По данным социологических исследований, граждане Беларуси получают политическую информацию из телевидения (93,9 %), радио (69,3 %), газет (65,8 %). Доминирующую роль в белорусском теле- и радиоэфире занимает Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК), в состав которой входят: Первый Национальный телеканал (БТ-1); Телеканал «Лад»; канал «Беларусь-ТВ», телеканал «НТВ-Беларусь», Первый Национальный канал Белорусского радио; радиоканал «Культура»; радиостанция «Беларусь»; радиостанция «Столица»; радиостанция «Радиус-FM»; пять областных телерадиокампаний. Согласно уставу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2003 г. № 174, НГТРК является центральным государственным учреждением Республики Беларусь, выполняющим отдельные функции республиканского органа государственного управления. Под периодическим печатным изданием в белорусском законодательстве понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Основная часть печатных изданий имеет негосударственную форму собственности, однако все они имеют небольшой тираж и представляют собой рекламные и развлекательные издания.