logo
6 Семинары по всем предметам

Вопросы для самоконтроля

1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.

2. Врачевание в странах Древнего Востока. Значение традиционных систем врачевания Древнего Востока для последующего развития медицины народов мира.

3. Врачевание и медицина в Древней Греции. Врачебные школы Древней Греции.

4. Жизнь и деятельность великого Гиппократа. «Гиппократов сборник».

5. Медицина в Древнем Риме. К. Гален из Пергама и его учение.

6. Медицина народов средневекового Востока. Ибн-Сина (Авиценна) и его труд «Канон медицины».

7. Медицина в средневековой Руси (IX-XVII вв.).

8. Медицина в периоды раннего и развитого средневековья в Западной Европе (схоластика и медицина; медицинское образование; санитарное состояние городов и эпидемии).

9. Медицина эпохи Возрождения (становление анатомии и физиологии как науки; развитие клинической медицины; развитие хирургии).

10. Медицина Нового времени. Эмпирический период в микробиологии. История создания микроскопа. Эмпирические методы борьбы с инфекцией. Д.С. Самойлович – один из величайших ученых России, Европы и мира. Выдающиеся открытия Э. Дженнера, Дж. Листера.

11. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых Западной Европы в медицину. Л. Пастер, Р. Кох, П. Эрлих.

12. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых России (И.И. Мечников, Д.И. Ивановский).

13. Медицина Нового времени. Физиология и экспериментальная медицина. Вклад ученых России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).

14. Медицина Нового времени. Борьба ученых XVIII века за самостоятельное развитие отечественной науки и медицины: М.В. Ломоносов, З.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик.

15. Медицина Нового времени. Первые методы и приборы физического обследования больных в клиниках Европы и России (термометрия, перкуссия, аускультация). Другие методы лабораторной и функциональной диагностики.

16. Развитие внутренней медицины и высшего медицинского образования в России в XIX веке. С.П. Боткин – один из основоположников клиники внутренних болезней и его школа.

17. Развитие хирургии в Западной Европе и в России в Новое время: учение о переливании крови; открытие и введение наркоза; эра антисептики.

18. Развитие хирургии в России в XIX веке. Н.И. Пирогов – выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель.

19. Выдающие естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., тесно связанные с развитием медицины.

20. Становление экспериментальной гигиены (М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Дифференциация гигиенических наук. Развитие общественной медицины в России.

21. Медицина в XX веке. Влияние фундаментальных открытий в естествознании и технике на медицину.

22. Медицина в XX веке. Углубление дифференциации медицины: теоретическая, клиническая, профилактическая.

23. Здравоохранение XX века. Основные тенденции развития здравоохранения в первой половине XX века. Приоритет концепции Н.А. Семашко.

24. Появление и нарастание негативных тенденций в здравоохранении (в 60-80-е годы ХХ века). Смена эпидемиологической ситуации и необходимость перестройки здравоохранения. Реформирование здравоохранения в странах Запада.

25. Негативные тенденции в отечественном здравоохранении, его кризис (в 60-80-е годы ХХ века). Реформирование здравоохранения Российской Федерации: противоречия и трудности.

26. Этика, деонтология в медицине. Права, ответственность и социальная защита медицинских работников.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Задача изучения культурологии заключается в том, чтобы создать целостное представление о культуре, показать ее роль в жизни общества и каждого человека, способствовать творческому развитию личности. В итоге изучения курса студенты должны ознакомиться с главными подходами к пониманию культуры в прошлом и настоящем, усвоить категории, отражающие структуру культуры (религия, наука, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития; понять особенности развития отечественной культуры и выработать собственное обоснованное представление о путях ее выхода из нынешней очень непростой культурно-исторической ситуации и своем месте в этом процессе.

Для подготовки к семинарам и зачету целесообразно использовать пособия, имеющиеся в учебном абонементе библиотеки ПГМА: Малюга Ю.А. Культурология: Учеб. пособие. М., 2000; Кононенко Б.И., Болдырева М.Г. Культурология (альбом схем и таблиц): Учеб. пособие. М., 1999.

В учебном кабинете кафедры имеются пособия: Теория и история культуры: Учеб. пособие по культурологии / Под общ. ред. В.Ю. Черных. 2-е изд. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2000; Черных В.Ю., Шестова Т.Ю. Курс лекций по культурологии / Западно-Уральский институт экономики и права. Пермь, 2002.

Здесь же можно ознакомиться с литературой к рефератам, обратившись к изданиям: Теория и история культуры: Планы семинаров. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2001; История и культура Прикамья: Метод. разработка. Пермь: Перм. гос. мед. академия, 2001.