Правовое государство.
Идея господства права, верховенства з-на в жизни общ-ва высказ. еще в древности. (Платон, Аристотель - где нет власти закона – нет госуд. устр-ва, закон должен верховенствовать над всем). Марко говорил, что свобода сост. в том, чтобы превратить гос-во из органа, стоящего над обществом в орган, всецело этому общ-ву подчин.
Правовое гос-во – гос-во, деятельн. кот. подчин. установл. демократ. путем з-ну.
Значит. вехами на пути к правов. гос-ву стали: Конституция США 1787г., Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некот. полож. правовой гос-венности, но реш. факторами создания нового гос-ва стали успехи формир-я гражда. общ-ва и общее социально-экономическое и культурное развитие в обществе.
Концепция правового гос-ва обосновывает правовое рав-во всех граждан, приоритет прав человека над з-нами гос-ва, невмешат-во гос-ва в дела гражд. общ-ва. Теория и практика правового гос-ва позволяют выделить его отличительные признаки:
-
верховенство закона (его неукоснительное выполнение со всех сторон). З-ны правового гос-ва опир. на конституцию страны и облад. наивысшей обязат. силой по сравн. с остальными нормат. актами в гос-ве. З-н не м. быть изменен, отменен ни ведомственными актами, ни правовыми распоряжениями, ни решением партии.
-
первенство закона над государством Связанность правом самого человека. Гос-во, издавшее закон не вправе само же его нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов: отменить законы государственные органы могут осуществляя все законные процедуры.
-
суверенитет народа Конституция – правовая регламентация гос-венного суверенитета, это значит именно народ явл. конечным источником власти; гос-венный суверенитет носит представительский характер; это проявляется в представлении права народу на участие в выборах в органы представительской власти, а в президентской республике – главы гос-ва, в решении важных вопросов с помощью референдума.
-
взаимная ответственность гос-ва и личности. Не только граждане несут ответств-ть за выполн. обязанностей перед гос-ом, но и оно само и его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами; личность соглашается на определ. изменен. и обязуются подчиняться общим устоям гос-ва, а гос-во несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности.
-
разделение властей Власть не д. быть сосредоточена в руках одного органа, чтобы избежать деспотизма. Сущ. ветви: исполнительная, законодательная, судебная.
-
незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства. Первооснова правового гос-ва – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны гос-ва. Правовое гос-во исходит из того, что права и свободы чел-ка принадл. ему с рождения, предоставляются всем и каждому в равной мере; осуществл. прав и свобод чел-ка не д. нарушать прав и свобод др. лиц; перечень прав и свобод чел-ка и гражданина соотв. междунар. стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации Прав Человека (48г.) в пакте об экономич., соц. и культ. правах, в пакте о гражданских и политических правах.
-
наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюд. прав и свобод граждан. Созд. развитой и действенной системы судебных органов, арбитража, народного и государственного контроля.
-
приоритет междунар. права над национальным. При расхождении между з-нами страны и междунар. док-том, кот. подписан этой страной, страна д. руководств. междунар. док-том. Вопросами регулир-я междунар. правовых споров заним. междунар. суд ООН (Гаага), а также европейский суд по правам человека (Страсбург).
Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Политология как наука и учебная дисциплина.
- 1. Политология как наука и учебная дисциплина.
- Политология выполняет ряд функций:
- Методы и категории политологии.
- Категории
- Политическая мысль античности.
- Политические учения эпохи Возрождения и Нового времени.
- 6. Политические идеи Просвещения
- Понятие политики.
- Структура, уровни и функции политики.
- Сущность власти.
- Типы определения власти:
- Источники власти:
- Понятие политической системы.
- Функции политической системы на выходе.
- Тоталитарный режим.
- В политической сфере тр соответствуют следующие черты:
- Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:
- Демократический режим.
- Правовое государство.
- 25. Гражданское общество.
- Структура гражданского общества делится на сл. Сферы:
- Партия как политический институт.
- Типы политических партий.
- Уровни политической активности личности.
- Структура и функции политической элиты. Механизм контроля за деятельностью политической элиты.
- Классические теории элит (г. Моска, ф.Парето, р. Михельс).
- Понятие политического лидерства.
- 40. Роль выборов в политической жизни общества.
- Основные принципы выборов.
- Виды избирательных систем.
- Типология политических конфликтов. Политический кризис.
- Три типа пол конфликтов:
- Современные концепции полит культуры.
- 50 Уровни и типы политической культуры.
- Политическая социализация.
- Политическая социализация личности.
- Функции политической социализации личности.
- Политическая идеология либерализма.
- Черты либерализма:
- Суть неолиберализма:
- 56 Мировая политика и глобальные проблемы современности.