logo
Politologia

Глава XI: о церковных государствах.

Церковными государствами овладеть трудно, ибо для этого требуется доблесть и милость судьбы, а удержать легко, ибо для этого не требуется ни то, ни другое. Государства эти опираются на освященные религией устои, столь мощные, что они поддерживают государей у власти. Только там государи имеют власть, но не отстаивают ее, имеют подданных, но не управляют ими. Каким же способом Церковь достигла такого могущества, что ее боится король Франции?…

Но сначала подробности.

Перед тем, как Карл, французский король, вторгся в Италий, господство над ней было поделено между папой, венецианцами, королевством Неаполитанским, герцогством Миланским и флорентийцами. У этих властителей было 2-е главные заботы: не допустить в Италию вторжению чужеземцев; удержать друг друга в прежних границах. Наибольшие подозрения внушали венецианцы и папа. Против венецианцев – союз, как при защите Феррары; папы – римские бароны. Разделенные на две партии – Колонна и Орсини, бароны постоянно затевали свары, и потрясая оружием на виду у главы Церкви, способствовали слабости и устойчивости папства. Хотя например Сикст /папа/ обладал мужеством, но от этой напасти избавиться не удалось. Виной тому краткость их правления. По этой самой причине в Италии не высоко ставили светскую власть папы.

Но когда на папский престол взошел Александр VI, показал чего может добиться глава Церкви, действуя деньгами и силой. Правда труды его были направлены на возвеличие не Церкви, а герцога, однако не они обернулись в пользу Церкви.

Папа Юлий застал могучую Церковь. И долгое время он ее еще больше возвеличивал. Его святейшество папа Лев воспринял еще более могучую Церковь; и если его предшественники возвеличивали папство оружием, то он внушает надежду на то что возвеличит и прославит его еще больше своей добротой, доблестью и многообразными талантами.