logo
Полит социализация

Политическая социализация имеет две основные функции:

1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной системы политического взаимодействия с различны­ми политическими организациями;

2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентаций, убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни. Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества. Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д. Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа­лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать политическую идентифи­кацию.

Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важ­нейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, ка­чества и широты воздействия на личность. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лиде­ры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образу­ет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности. К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факто­ры: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спор­тивные объединения и т.д. Известно, например, какую боль­шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного поли­тического лидера на выборах. К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности силь­нейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социали­зации. Важную роль в политической социализации личности игра­ют и такие неполитические факторы, как социально-экономи­ческие условия и образ жизни человека, национальные тради­ции и даже отдельные важные для жизни индивида обществен­ные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и т.д.

Типы (модели) политической социализации. В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической сис­теме в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъ­ект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью.

Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин.

Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз полити­ческого поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.)! выше всего».

Конфликтный тип. Гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправные и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.. Глав­ой принцип политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные ре­лигиозные объединения.