Методическое пособие
Калуга 2010
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин 4 января! 2010 г. Протокол № 5.
Содержание
Предисловие 4
Методические рекомендации 5
Задания на выполнение курсовых работ li
Предисловие
Перед первокурсником стоит непростая задача научиться подготавливать и защищать курсовую работу. Такая же задача стоит и перед студентом, получающим второе образование. Он находится в более выгодном положении, чем первокурсник, так как имеет навыки учебы в вузе. Но и для него подготовка курсовой работы является важной формой самостоятельного изучения научной литературы и нормативного материала, средством формирования умения излагать собственный вариант научной версии по предложенной теме. Курсовая работа по теории государства и права в овладении студентом юридической специальности - первый опыт собственного научного исследования. Учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ по пяти учебным дисциплинам. В конечном счете решение этих учебных задач призвано подготовить обучаемых к итоговой квалификационной аттестации: подготовке и защите дипломной работы. Поэтому правила подготовки и защиты курсовых работ в основном одинаковы.
Общие правила подготовки и защиты курсовых работ изложены в методических указаниях1, которые призваны организовать труд обучаемых при решении этих задач.
В связи с тем, что курсовая работа по теории государства и права формирует первичные умения в выполнении подобного рода учебных задач, а также с необходимостью выдачи заданий на их решение2, и подготовлено настоящее пособие. Структурно оно состоит из методических рекомендаций и заданий на выполнение курсовых работ.
Настоящее методическое пособие содержит примерный план курсовой работы по каждой предложенной теме. Однако не исключено, что студент предложит иной план, раскрывающий тему курсовой работы. Так как написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя работы. Студент совместно с ним уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и определяется со структурой курсовой работы.
Методические рекомендации
Наибольшую сложность при подготовке курсовых работ составляет написание полноценного введения. Это очень ответственная часть курсовой работы, поскольку именно во введении находит отражение методический аппарат исследования. Введение структурно состоит из обязательных элементов, взаимосвязь которых определяет логику исследования и создает представление о содержании работы. Оно начинается с обоснования актуальности темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент. Обоснование актуальности выбранной темы предполагает раскрытие конкретных обстоятельств современной действительности, подтверждающих значимость темы.
Затем, исходя из формулировки темы, определяются объект и предмет исследования.
Под объектом исследования понимается составная часть (элемент) правовой действительности, обозначаемая понятием или системой понятий. Чтобы сформулировать объект исследования, необходимо определить понятие более общее, чем то, которое обозначено темой. Например, тема - «Типология государства». Более общим понятием будет «государство» или «теория государства», состоящее из системы понятий, обозначаемых категориями. Одной из них и является «типология государства».
Под предметом исследования понимается то, что находится в границах объекта. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные, с точки зрения данного исследования, свойства и признаки.
При формулировании предмета исследования нужно иметь ввиду, что он должен совпадать с темой исследования или по звучанию быть очень близко к ней. Например, в теме «Типология государства» предметом исследования будут те наиболее характерные черты, которые присущи для нескольких государств в конкретную историческую эпоху, которые описаны в научной литературе.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.
Исходя из предмета исследования, определяется его цель, т.е. то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в результате работы над темой.
Формулировка пели исследования в рамках курсовой работы обычно начинается словами: «проанализировать, обобщить и систематизировано изложить...». Цель тесно связана с определенным предметом исследования. Однако на практике нередко цель отрывается от предмета исследования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что автор не понимает того, о чем пишет.
Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи, которые чаще всего выступают как основные этапы работы по достижению настоящей цели.
Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку их решение должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что формулировка задач обычно обуславливает название глав курсовой работы, т.е. определяет ее структуру. Обоснование структуры работы предполагает изложение перечня ее структурных элементов и последовательности их расположения. Нельзя определять название глав шире по объему, чем формулировка темы.
-Состояние разработанности . выбранной, _ темы.jrygcoBofi работы оценивается автором на основе краткого обзора источниковой базы. Худшим вариантом данного аспекта введения чаще всего бывает перечисление использованных источников. Место для перечисления источников -~ в библиографическом списке. А здесь необходимо описание теоретических положений, которые входят в предметную область исследования.
Обязательным элементом введения курсовой работы является также описание методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала и необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Наиболее частой ошибкой данного аспекта введения является указание двух-трех методов исследования. Нужно не перечислять, а описывать, определять методы исследования с указанием задач, решение которых производилось с помощью этих методов.
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Формулировка глав показывает умение обучаемого достаточно полно, логично и аргументировано излагать материал.
Структурно основная часть курсовой работы состоит их 3-4 глав. Если материал, излагаемый в рамках главы, достаточно однороден, то нет необходимости разбивать его на параграфы. Если же представленный в объеме главы курсовой работы материал весьма многогранен и полно раскрывает тот или иной аспект темы, его следует разделить на структурные части -параграфы. При рубрикации текста следует учитывать, что все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Заголовки глав и параграфов курсовой работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Они не должны сокращать или расширять объем смысловой информации, которая в них заключена.
Курсовая работа заканчивается заключением, в котором отражаются результаты проведенного исследования. Полученные результаты формулируются как выводы. Заключение выполняет, таким образом, роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части курсовой работы научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с целью, сформулированной во введении.
При написании основной части курсовой работы для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник следует приводить цитаты. Они используются для того, чтобы без искажения передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения. Цитаты служат необходимой опорой автору курсовой
Положения государственного стандарта- о составлении библиографического списка и оформлении ссылок на источники являются обязательными при оформлении курсовой работы. Ниже приводятся пр1нмёрныё образцы библиографических описаний, составленные в соответствии с государственным стандартом и рекомендуемые для использования. При библиографическом описании применяются следующие условные разделительные знаки: двоеточие (:) — ставится перед каждым отдельным сведением, относящимся к названию издания; одна косая черта (/) — отделяет сведения, не относящиеся к заглавию; две косые черты (II) — ставят после описания составной части издания и перед описанием издания; точка или тире (. —) — ставятся перед каждым примечанием аналитического описания. В государственном стандарте можно выделить следующие аспекты, необходимые для использования при написании и оформлении курсовой работы: описание книг и сериальных изданий; описание многотомных книг; описание авторефератов диссертаций; оформление ссылок на периодические издания; редакционное оформление библиографических и внутритекстовых ссылок. 1. Библиографическое описание книг и сериальных изданий 1.1. Описание однотомных книг, монографий, учебников, сборников статей а) одного автора: Черниловский 3. М. Всеобщая история государства иправа. М., 1983. С. 365—366. б) ссылка на весь источник: Коркунов Н. М. Лекции по общей теорииправа. СПб., 1914. 245 с. в) двух авторов: Иоффе О. С; Шаргородский М. Д. Вопросы теорииправа. М, 1961. С. 18. г) трех авторов: Бойков В. Э. и др. Общественное сознание и перестройка.М., 1990. 286 с. д) авторского коллектива: Теория государства и права / Под ред.НИ. Матузова и А.В. Малъко. М, 1997.
1.2. Описание многотомных книг
а) ссылка на весь источник: Алексеев С. С. Общая теория права. В 2-х т.М., 1982.
б) описание отдельного тома: Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М., 1984.Т. 4. С. 514—525.
Маркс К., Энгельс Ф. Дебаты о свободе печати // Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 30—84.
Маркс К. Критика Гегелевской философии права // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 219—3158.
Франк С. Л. Политика и идеи //Собр. соч. в 4-х т. М., 1990. Т. 3. С. 315.
Монтескье Ш. Л. О духе законе» //Избр, произведения: В 2-х т. М.; 1955. С. 350—^10.
2. Описание авторефератов диссертаций
Бугиуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М, 1990. 20 с.
3. Ссылки на периодические издания
См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" //Российская газета. 1996. 6 нояб.
Статья в нескольких номерах: Щекочихин Ю. Московский спрут // Лит. газ. 1990. 12, 19 сент.
4. Ссылки на статью в журналах
Статья в одном номере: Греган Сидней. Что такое "самоопределение народов?" //Правоведение. 1993. № 5. С. 124.
Статья в нескольких номерах: Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. А. Новое политическое мышление и права человека//Вопросы философии. 1990. № 5. С. 3—11; №6. С. 17—19.
5. Редакционное оформление библиографических ссылок
5.1. Затекстовые ссылки на литературу и нормативные акты: В литературе отстаивается воззрение, что иерархическая (вертикальная) структура, обусловленная различиями в правовой силе актов, издаваемых нормотворческими органами, порождает функциональные отношения субординации'.
' Теоретические проблемы системы советского законслательства. М , 1979. С.89—90.
5-^Обобщенный вывод из нескольких источников:
Взаимоотношения государства и личности должны входить в правовые рамки, а естественные права человека — стать «равной меркой», определяющей природу права .
5.3. Ссылка на нормативные акты:
Планирование налогов, как и всех других источников доходов бюджетов, производится в соответствии с бюджетной классификацией, установленной Федеральным законом от 15 августа 1996 г.3
6. Внутритекстовые ссылки:
а) цитаты:
Так, А. М. Барнашов рассматривает разделение властей как разделение труда и "попытки разделения верховной власти между различными социальными силами"4.
б) цитирование не по первоисточнику осуществляется при его отсутствиив библиотеке. В таких случаях сноски даются на работу того автора, которыйделает ее в своей работе. (Например, автор в тексте употребляет цитатуБеккариа Ч. М., взятую из работы Решетникова Ф. М. «Беккариа Ч. M.». М.,1981.)
... В свое время еще Чезаре Беккариа отмечал: "чем скорее следует наказание за преступление, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее"5.
Задания на выполнение курсовых работ
- Калужский филиал
- Методическое пособие
- Тема 1. Проблемные вопросы предмета и методологии теории государства и права
- Тема 2. Развитие и современное состояние теории государства и права
- Литература:
- Тема 3. Происхождение государства и права
- Литература:
- Тема 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права
- Литература:
- Тема 5. Категория сущности государства в различие в методологических подходах
- Литература:
- Тема 6. Государственная власть, ее свойства, способы формирования и проявление
- Литература:
- Тема 7. Соотношение права, государства и экономики
- Литература:
- Тема 8. Типология государства
- Литература:
- Литература:
- Тема 10. Тоталитарное государство
- Тема 11. Теория правового государства
- Литература:
- Тема 12. Государство как политическая организация общества
- Литература:
- Тема 13. Форма государства и ее правовое закрепление на примере Российской Федерации
- Литература:
- Тема 14. Механизм государства и его правовое закрепление
- Тема 15. Теория разделения властей в организации государственного аппарата Российской Федерации
- Литература
- Тема 16. Система правоохранительных органов и их место в механизме российского государства
- Литература:
- Тема 17. Понятие, классификация и правовые формы осуществления функций государства
- Литература:
- Тема 18. Теория прав человека
- Литература:
- Тема 19. Современные подходы к пониманию права
- Литература:
- Тема 20. Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений
- Литература:
- Тема 21. Формы (источники) права и их виды
- Литература:
- Тема 22. Основные правовые системы (семьи) современности
- Литература:
- Тема 23. Нормотворчество
- Литература:
- Тема 24. Норма права
- Тема 25. Система права
- Литература:
- Тема 26. Правовые отношения
- Тема 27. Объекты правоотношений
- Литература:
- Тема 28. Субъекты правоотношений
- Тема 29. Реализация норм права
- Тема 30. Толкование норм нрава
- Тема 31. Механизм правового регулирования
- Тема 32. Правосознание и правовая культура
- Тема 33. Правомерное поведение
- Тема 34. Правонарушение: понятие, признаки
- Тема 35. Юридв«аая ответствц-венность
- Ликроатура:
- Тема 36. Законность и правопорядок
- Тема 37. Социальные корни правонарушений
- Тема 38. Нормативный правовой акт: понятие и виды
- Тема 39. Правотворчество
- Тема 40. Законотворчество
- Тема 41. Правовые основы регионального правотворчества
- Тема 42. Систематизация законодательства
- Тема 43. Пробелы в праве и их восполнение
- Тема 44. Юридическая техника: содержание понятия
- Тема 45. Законодательная техника
- Тема 46. Юридическая техника правоприменения
- Тема 47. Юридическая техника в уголовном законодательстве
- Тема 48. Юридическая техника в гражданском законодательстве
- Тема 49. Юридическая техника в административном законодательстве
- Тема 50. Юридическая техника в процессуальном законодательстве