logo
Geopolitika

34. Покажите, как проявляется влияние цивилизационно-культурных особенностей стран и народов на их геополитике

Геополитическое освоение пространства предполагает и разные формы контроля над ним. В современных условиях все большее значение приобретает информационный, идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль.

Культурно-цивилизационная проблематика занимала умы многих мыслителей прошлого и сегодня находится в центре внимания современных исследователей. Отправной точкой анализа современной цивилизационной проблематики является выяснение соотношения понятий «культура» и «цивилизация». Прежде всего, следует отметить, что не существует общепризнанного определения культуры и цивилизации.

Цивилизация – более широкое понятие, охватывающее целые нации с высоким уровнем развития. А культура является той духовной оболочкой, в рамках которой проявляются высшие достижения цивилизации.

Культурно-цивилизационная парадигма, предложенная С. Хантингтоном базируется на глубоком изучении и осмыслении ряда социокультурных и цивилизационных теорий генезиса и развития человеческой цивилизации. Современное мировое развитие рассматривается с точки зрения концепции мультицивилизационности. Хантингтон считает иллюзорным и малоэффективным для внешнеполитического анализа монистический тезис мироустройства, который постулирует единую, общемировую цивилизационную систему с международными отношениями, развивающимися на основе универсального и общепринятого кодекса поведения государств.

Другой важный момент хантингтоновской концепции заключается в увязывании культурно-цивилизационого подхода с позитивистской теорией баланса сил. Ключевыми игроками на международной арене являются «сердцевинные государства». Новый миропорядок, в его понимании – это, прежде всего, международная система, построенная на взаимодействии и балансе интересов между цивилизационными центрами силы.

С. Хантингтон развивает идею разделения мира на культурно-цивилизационные сферы влияния. Культурно-цивилизационное поле становится фактором геополитики. «Компоненты миропорядка в нынешнем, более сложном и разнородном мире, формируются в пределах цивилизаций и в отношениях между ними. Миропорядок будет построен на основе цивилизаций или его вообще не будет. В нынешнем мире сердцевинные государства являются источниками порядка в пределах цивилизаций и, благодаря диалогу с другими сердцевинными государствами, – между цивилизациями». Любое изменение баланса сил между ними чревато возникновением широкомасштабных конфликтов. Динамичное развитие исламских стран (в том числе и в демографическом отношении), по мнению американского аналитика, может генерировать конфликты малой интенсивности по линии цивилизационного разлома, а бурный экономический рост Китая может стать серьезным потенциальным источником межцивилизационного столкновения в будущем. Межцивилизационные столкновения рассматриваются как объективная и неизбежная характеристика современной международной системы. Культурно-цивилизационное противостояние С. Хантингтон объясняет тремя основными моментами:

− во-первых, выдвижением на первый план каждым субъектом международных отношений особенностей своего развития, отличий от других народов, отстаиванием своей культурно-цивилизационной идентичности через религию, язык, обычаи, ментальность;

- во-вторых, стремлением отгородиться от «иноверцев» путем создания этнически «чистых» государств;

− в-третьих, даже в процессах глобализации, когда можно говорить о сближении образа жизни людей в разных регионах под влиянием культурной универсализации, общепланетарный диалог и обмен культурными ценностями не приводят к исчезновению цивилизационных различий, более того, сегодня наблюдается тенденция к самоопределению и самоутверждению целых регионов, вместе с тем только лишь культурный фактор не приводит к автоматическому сближению людей.

Культурно-цивилизационную парадигму С. Хантингтона не следует рассматривать как единственный и универсальный ключ к выявлению многообразия и сложности процессов мировой политики, однако ряд ее аспектов, безусловно, заслуживают внимания благодаря своей глубине анализа и аргументированности.

Культурно-цивилизационная парадигма международных отношений сегодня приобретает особую значимость в связи с процессами глобализации, борьбы с международным терроризмом, поиска своего места и роли в новом, складывающемся миропорядке, России, бывших советских республик и стран социалистической системы.