logo
62-65

64. Советская культура в 1920–1930-е годы

Особенности культуры этого периода

Революция расколола интеллигенцию. Часть интеллигенции не приняла или не поняла революцию. Им суждено было покинуть страну добровольно или принудительно. Часть сотрудничала с большевиками. Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой культуры (например Пролеткульт – пролетарская культура).  Другой отличительной чертой периода стали идеологизация культуры и четко выраженный классовый подход.

Образование

Одной из главных задач 20-х годов являлась борьба с неграмотностью. Второй важной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась уже в 1918 году с создания единой трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась. В 1930 г. в СССР введено всеобщее начальное образование. В 1934 г. вводилась начальная школа (с 1-го по 4-й классы),  неполная  средняя – с 1-го по 7-й классы, средняя – с 1-го по 10-й классы. Развивается профессиональное обучение при заводах. Открываются технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства. Произошли преобразования и в области высшего образования. В 1918 г. отменены вступительные экзамены в вузы, отменена плата за обучение. При вузах создавали рабфаки (подготовительные курсы). В 20-е годы началась работа по созданию письменности у народов, не имеющих ее. К концу 30-х гг. свою письменность получили 46 народов.

Наука

В 1925 г. Российская академия наук преобразована в Академию наук СССР. Проводились исследования по проблемам микрофизики (Капица), физики полупроводников (Иоффе), атомного ядра (Курчатов), ракетной техники (Флеров) и т. д. Академии наук, институты создавались в союзных республиках.

Литература и искусство

В двадцатые годы началась реализация программы монументальной пропаганды. Создается множество памятников революционным вождям, на революционную тематику и т. д. В то же время разрушаются памятники «в честь царей и их слуг», храм Христа Спасителя и т. д. Индустриализация способствовала развитию массового градостроительства. Памятниками 30-м годам стали здания Всероссийской сельскохозяйственной выставки, Московского метрополитена, скульптурная композиция Мухиной «Рабочий и колхозница» и т. д. В 20-е годы бурно развивалась живопись. Господствующим направлением стал социалистический реализм. Литературная жизнь поражает обилием творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А. Ахматова, А. Белый и др.). Рядом с ними творили молодые представители левомодернистских течений и «внутренние эмигранты» (М. Булгаков, Е. Замятин). Постановлением в 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. создан Союз писателей.