Методические советы
Студенты специальности «социально-культурный сервис и туризм» изучают культурологию на пятом курсе, при этом изучению данной дисциплины предшествует освоение курсов истории религии, мировой культуры и искусства, истории музыки, истории мировой и отечественной литературы, культурного наследия региона и др. Культурология, в связи с этим, выступает как интегративная наука, обобщающая материал других дисциплин и исследующая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры.
Первый раздел курсапосвященобщим проблемам теории культуры. Здесь излагаются основные характеристики феномена культуры, раскрывается сущность, социальные функции, структура культуры, а также рассматриваются различные школы и направления в культурологии.
Второй раздел предполагает изучение истоков культурыи ее динамики,т.е.в нем рассматриваются проблемы исторического изменения культурного опыта человечества и закономерности этого развития, моменты общего и особенного в культурном развитии.
Остальные разделы посвящены изучению отдельных элементов в структуре культуры, а также актуальных проблем современной культуры, связанных с процессом глобализации.
Введение нового материала по каждой теме начинается с лекции. На учебную лекцию возлагаются следующие функции:
ознакомление со структурой учебного материала;
разъяснение новых идей и понятий;
использование самых последних данных по рассматриваемой теме;
подготовка к работе с методическими материалами;
проблемные вопросы.
Целями семинарского занятия является овладение интеллектуальными умениями, систематизация и закрепление учебного материала, контроль и оценка работы студента.
На семинарское занятие студент должен прийти подготовленным. Предполагается, что для подготовки необходимо просмотреть материал лекции, проработать рекомендуемую литературу, найти ответы на вопросы семинарского занятия.
Усвоение знаний во многом зависит от организации и эффективности самостоятельной работы студента. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен научиться:
составить рабочий план изучения материала;
использовать приемы рационального чтения;
рационально обрабатывать учебную информацию, анализировать и запоминать ее;
работать со справочной литературой;
конкретно отвечать на вопросы в письменном и устном виде;
использовать теоретическое знание для анализа конкретных явлений и ситуаций в современной культуре.
Конечным итогом изучения и усвоения материала является зачет. Сдаче зачета предшествует консультация, на которой студент имеет возможность получить ответы и разъяснения наиболее сложных и вызывающих у него трудность вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
- Федеральное агентство по образованию
- Методические указания цели и задачи изучения культурологии
- Методические советы
- Тема 1. Культурология как область знаний.
- Тематика семинарских занятий
- Тема 1. Культурология как наука и учебная дисциплина
- Литература
- Тема 2.
- Тема 3. Сущность культуры
- Литература
- Тема 4. Культура как система. Морфология культуры
- Тема 5.
- Литература
- Тема 6. Проблемы отечественной культуры. «Русская идея» как результат самосознания и самоидентификации русского народа
- Тема 7. Культура постмодернизма
- Тема 8. Актуальные проблемы современной культуры
- Темы для творческих заданий
- Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по культурологии
- Тесты для самоконтроля
- 4. Как называется разновидность элитарной культуры, основу которой составляют системы учений и практик, предназначенных для узкого круга посвященных: