39. Политическая модернизация: сущность, виды, пути.
В 70-80-е годы концепция политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон. В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.
Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.
Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ. Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях. В результате возникли концепции "частичной модернизации", "тупиковой модернизации", "кризисного синдрома модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.
Под политическая модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов:
идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения, сопровождающих процесс политической модернизации.
Одним из типичных проявлений кризиса идентичности является рост национализма. Разрушение прежних социальных связей усиливает роль национальности как важного канала социальной идентификации. Усиление националистических тенденций и настроений связано также и с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества. Подобные настроения часто используются политиками для привлечения масс. Кризис идентичности характеризуется также социальным патронажем. Политические лидеры прямо апеллируют к населению, минуя традиционные для цивилизованного общества каналы.
- 1. Многообразие подходов к определению политики. Взаимодействие политики с общественными сферами
- 2. Структура, функции и уровни политики.
- 3. Этапы становления и развития политической науки.
- 4. Общественно-политические воззрения мыслителей России и Беларуси
- 5. Предмет и объект политической науки, её функции и методы.
- 7. Легитимность и легальность политической власти. Основные типы легитимности.
- 6. Политическая власть: понятие и структура. Государственная власть как доминирующая власть в обществе
- 8. Понятие, структура и функции политической системы.
- 9. Типология политических систем
- 10. Политические режимы
- 11. Концепции происхождения государства
- 12. Признаки и функции государства.
- 2. Форма правления
- 13. Монархия как форма государственного правления.
- 14. Республика как форма государственного правления.
- 15. Формы административного территориального устройства.
- 16. Институты государственной власти рб.
- 17. Правовое. Социальное государство и гражданское общество. Основные черты и признаки
- 20. Общественные организации и движения: цели, признаки, функции.
- 21. Общественные и политические объединения рб.
- 22. Сущность и структура политического процесса, его стадии.
- 23. Политическое поведение: мотивы, типы, формы. Абсентеизм.
- 24. Политическая социализация: сущность и основные этапы.
- 25. Политическая элита: основные теории элит, типология и функции.
- 26. Политическая лидерство: природа, типы и функции.
- 27. Роль выборов в политической системе общества. Избирательное право, его принципы.
- 28. Понятие и типы избирательных систем. Избирательное право и система в рб.
- 29. Избирательна система рб. Референдум
- 30. Понятие политической идеологии
- 31. Основные принципы политических идеологий: либерализм (неолиберализм), консерватизм (неоконсерватизм), социализм.
- 32. Политическая культура: ее структура и функциии.
- 33. Типология политической культуры.
- 34. Структуры и виды политической коммуникации. Политический язык и дискурс.
- 35. Роль сми и массовой коммуникации в современном политическом процессе
- 37. Типология политических конфликтов и кризисов
- 4. Правила разрешения конфликтов.
- 38. Способы урегулирования политических конфликт
- 39. Политическая модернизация: сущность, виды, пути.
- 40. Понятия, субъекты и уровни международных отношений.
- 41. Внешняя политика государства: цели, функции, средства.
- 42. Геополитика: история становления и современные тенденции.