logo
1-39_politologia

6. Политика и мораль. Суть понятия «макиавеллизм».

Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.[1]; «для упрочения государства допустимы любые средства — насилиеубийствообманпредательство»[2]. Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли, и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь». В бытовом употреблении соответствует понятиям коварствовероломство[1], приобретая (если характеризуемый субъект и цели воздействия вне сферы государственной политики) переносное значение. В дальнейшем этот стереотип поведения был исследован в психологии как феномен, и термин был использован как совокупное обозначение соответствующих личностных характеристик, уже вне связи с политикой.

Раскрытие диалектики политики и морали – сложнейшая проблема философии политики. Макиавелли попытался провести линию между политикой и моралью. За это его обвинили в двуличии. Каждый философ по своему видит проблему диалектики политики и морали. Мораль – это теоретическое, а политика – практическое проведение. Моральный долг велит людям жить в мире и дружбе. Моральный политик должен совмещать политические принципы с моральными. Большое место вопросы морали и политики занимают в русской философии. В России политика носила диспотический характер. Она не считалась ни с какими правовыми нормами и базировалась на произволе. Причина такого отношения политиков к народу заключается в том, что государство имело вотчинный характер. Государь рассматривал государство как свою вотчину, как свою собственность. Новый царь – новое государство. Поскольку политики рассматривали государство как свою  вотчину и нарушали не только правовые, но и элементарные моральные принципы. Народ всегда сочувствовал пострадавшим от властей людям. По мнению Соловьева, в политике господствует политический эгоизм. Каждый народ имеет свой интерес и стремится к его удовлетворению. Он считал, что нравственным долгом народа является отказ от эгоизма, осознание того, что народ представляет собой часть всего мира и поэтому должен проявлять свою солидарность ко всем народам. Соловьев как религиозный философ призывает к соблюдению христианской нормы жизни, исходящей из мира и покоя между народами и государствами. Он полагает, что лучше отказаться от патриотизмач, чем от совести.