3. Происхождение и природа политической власти
Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала его развитию, что нашло отражение в различных учениях о власти. На ранней степени своего развития политические воззрения в целом ещё не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой элемент целостного мифологического мировоззрения. В мифах древних народов господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличии от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилием богов, земные же порядки - часть мирового, космического порядка.
Вместе с тем, в древней мифологии различно решается и освещается вопрос о способе и характере связи божественного начала с земными отношениями. По древнекитайскому мифу, власть имеет божественное происхождение, но единственной точкой связи с небесными силами является китайский император, являясь одновременно сыном неба и отцом своего народа.
В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян и греков боги, являясь источником власти правителя, продолжают оставаться первоначальными правителями и законодателями, верша земные дела.
Божественный характер власти, правила поведения, законы - всё это по тогдашним воззрениям соответствовало божественному порядку справедливости, получившего позднее формулировку как «теория естественного права».
Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как «Повесть временных лет», «Новгородская летопись», «Русская правда» и др.
Важной проблемой более позднего времени была борьба за верховность власти между церковной властью и светской. Отрицание божественного, сверхприродного происхождения власти, святости её институтов, низведение их до уровней земных, обыденно-житейских дел, до «грешной» природы человека выступала для мыслителей Возрождения как оружие в борьбе за автономизацию социально-политического процесса, входило в комплекс основных идей гуманизма. Так, Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить реальную политическую деятельность от религиозных оснований, исследовал всласть как отношение властвующих и подвластных, её устройство, учреждение законов. Симпатии Н. Макиавелли на стороне умеренной республики, или «смешанной» формы государства, которая сочетает демократический, аристократический и монархический элементы власти и является более прочной по сравнению с «простыми» формами.
К вопросам власти, её источникам обращались представители западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588 - 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства по Гоббсу есть следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти. Это власть, отчуждаемая от «естественного человека» и приобретающая самостоятельное существование, продукт не природных, а сознательных человеческих установлений. Идею общественного договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя, однако, властью, не единоличного государя-суверена, а народную ассоциацию, выражающую общую волю всего народа как равнодействующую частных воль людей. Д. Локк, в отличие от Гоббса, рассматривал власть как средство к обеспечению такого гражданского состояния, которое в наибольшей мере соответствует естественной природе человека.
Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге «О духе законов» была сформулирована идея разделения властей, развиваемая в теорию, обосновывающую принципы законности, политической свободы и придания роли праву истинного регулятора взаимоотношений между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы власти обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.
Кроме того, уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Аристотель, а позднее и Монтескье, указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделённых, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага.
Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)
Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:
-
всеобщность — проникает буквально все человеческие отношения.
-
инклюзивность — соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.
Структура власти
1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
2) приказ субъекта власти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
4) подчинение объекта власти приказу;
5) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.
Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духовно-информационной):
1) легальность (формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);
2) верховенство (суверенность), обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).
В этих, а также в других теориях нашли обоснование разные точки зрения и относительно природы власти - первоисточника власти. Остановимся на некоторых из них. Психологические трактовки выводят власть из психологии человека, из воли к власти. Большой популярностью в объяснении природы власти пользуется психоаналитическая традиция, которая выводит стремление к власти из подсознательных импульсов. Трактовка первичных импульсов варьируется у разных исследователей. У последователей З. Фрейда таковыми являются стремление осуществить либидо либо агрессивное влечение. Подчинение других индивидов определяется желанием последних быть в услужении, потребностью присоединения к более сильной воле. Согласно подходу А. Адлера, власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности, например физической, сексуальной, интеллектуальной.
Антропологический подход исходит из природы человека. Одна из оригинальных теорий была создана Э. Канетти. Источник власти - страх каждого отдельного индивида, который порождается угрозой насильственного лишения жизни. Этот страх заставляет людей объединяться в массу. Власть воздействует на индивида и массу приказом и угрозой смерти. Чем сильнее от власти исходит угроза смерти, тем эта власть более абсолютна. Диктаторская власть опирается на возрастание массы мертвых и представляет собой триумф выжившего. Самый патологический случай, по мысли Канетти, - Гитлер, в основе власти и побед которого лежала огромная масса мертвых врагов и соотечественников1. Структурно-организационный и системный подходы выводят власть за рамки психологии и связывают ее с природой организации (своеобразный "эффект" организации), со статусом индивида в организации, дающим ему возможность ставить условия другим и использовать ресурсы власти, негативные или позитивные санкции.
Социологический подход выводит природу власти из контекста общественных отношений. Так, например, марксизм акцентирует внимание на классовой природе власти. Отношения господства и подчинения определяются логикой экономических отношений, экономическим неравенством. Категория "власть" имеет ряд родственных понятий - господство, влияние и авторитет. Именно эти понятия наиболее часто встречаются в определениях власти.
Власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Хотя власть не может быть сведена к принуждению, она включает в себя директивный момент - навязывание своей воли в форме приказа, сопровождаемой угрозой наказания. Он присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить прямое насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. Кроме господства, власть может выступать в форме влияния и авторитета и не прибегать к насилию. Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения (воздействие на подсознание), что предполагает использование особых приемов манипулирования. Существуют различные технологии влияния и убеждения, апробированные властью на протяжении многих веков: особые приемы ораторского искусства, различного рода лозунги, символика, монументальные сооружения. Великолепие дворцов, царского трона, ассоциирующихся с месторасположением высшей власти, особые символы власти должны подчеркивать ее величественность. К важнейшим средствам осуществления политического влияния относится пропаганда. Сам термин появился в 1622 г. и означал информацию церкви о преимуществах католицизма. Борясь против Реформации, папа римский Григорий XV пишет специальную конгрегацию, призванную поддержать веру и сохранить церковь - "Конгрегацию пропаганды и веры"2. Уже сама история происхождения этого термина отразила важнейшую функцию пропаганды: закрепление определенной системы представлений и ценностей в индивидуальном и общественном сознании. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. Мощь этого воздействия впервые была осознана вождями тоталитарных режимов ("геббельсовская пропаганда", "сталинская пропаганда"). Пропаганде, распространяющей и закрепляющей в общественном сознании определенные идеологические символы и стереотипы, была отведена решающая роль в консолидации масс в поддержку власти. Авторитет рассматривается как форма и источник власти. Авторитет - это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти право на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции (авторитет мудреца, пророка, духовного лидера нации, руководителя страны, политический и экономический курс которого обеспечил общественную стабильность, разрешение кризисных ситуаций и рост общественного благосостояния).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1.1. Становление политологии как науки и учебной дисциплины
- 1.2. Предмет, структура и функции политологии
- 1.3. Методы политологии
- 2. Политика как сфера социальной жизни.
- 3. Происхождение и природа политической власти
- 4. Проблема легитимности политической власти.
- 5. Понятие политической системы.
- 6. Агенты (ну или акторы, есть, чёрт возьми, такая реалия) политики. Индивид как субъект политики.
- 9. Механизмы и каналы рекрутирования политических элит.
- 12. Понятие политического института.
- 13. Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства.
- 14. Понятие, генезис и функции политических партий.
- 15. Организационное устройство политических партий.
- 17. Партийные системы и их основные типы.
- 21. Лоббизм как политическое явление.
- 22. Понятие, структура и основные компоненты политического процесса.
- 23. Понятие и этапы развития политических конфликтов.
- 25. Политический режим: понятие и типы.
- 26. Демократия как политический режим.
- 28. Современные теории политического развития. ( раритет какой-то ,не знаю верно ли.Но тем не менее)
- 29. Современные теории модернизации.
- 30. Понятие, основные компоненты и функции политической культуры.
- 31. Проблема классификации политических культур. Понятие субкультуры.
- 32. Особенности политической культуры современной России.
- 36. Понятие геополитики. Классические и современные теории геополитики.
- 37. Основные факторы и тенденции глобализации.