logo
politologia_vopros_1-5

Национализм

Нация - это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни, территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося в единстве и национальном своеобразии ее культуры.

В развивающемся капитализме существуют две тенденции в национальном вопросе. Первая историческая тенденция преобладает в период становления капитализма и проявляется в национальных движениях и создании национальных государств. Вторая - проявляется в развитии экономических т политических отношений между нациями, создании интернационального единства капитала, экономической жизни, политики.

Нации, объединенные в государства, имеют собственные жизненно важные национальные интересы. Они относятся, прежде всего, к проблемам безопасности, территориальной целостности государства, материального благополучия народа, сохранения языка, культуры, моральных ценностей нации. Государства, образующие нации, оберегая свой суверенитет, с уважением должны относиться к национальным интересам других наций и государств.

Вместе с тем в условиях экономического, политического, идеологического кризиса в многонациональных государствах элиты малых народов могут попытаться завоевать власть, образовать самостоятельные многонациональные государства с помощью идей национализма.

Национализм - это крайне реакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальной исключительности какого-либо народа, стремлении создать для него более благоприятные условия жизни за счет других народов посредством преимущественно силовых действий.

Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается в сепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего с естественными национальными интересами какого-либо народа.

Формы проявления сепаратизма могут быть различными: от сравнительно мирных, постепенных до агрессивных, террористических. Во многом они зависят от поведения центральной власти. Именно бездеятельность центральной государственной власти привела к распаду СССР. В этот период четко прослеживались этапы постепенного развития и победы сепаратизма:

разговоры о возрождении национальной культуры;

принятие законов о языке с целью дискриминации и вытеснения

русского населения;

провозглашение суверенитета своих республик в составе общего

государства;

провозглашение верховенства своих республиканских законов над

общегосударственными;

суверенитет собственных армий, правоохранительных органов.

Для исключения опасности проявления агрессивного или ползучего сепаратизма на российской территории необходимо осуществлять постепенный юридически обоснованный переход от национально-территориального к губернско-территориальному принципу государственного устройства России. Идее суверенитетов нужно противопоставить идею сильной и неделимой России, в которой каждая нация имеет самовыражение в языке, культуре, традициях на основе экономического подъема жизни и в системе хозяйствования, учитывающей традиции равноправных народов России.

  1. Идеология государства - специфический тип идеологии. Ее составные элементы, уровни, функции.

Идеология государства – специфический тип идеологии. Именно эта идеология должна обеспечить консолидацию общества, стать важнейшим источником согласия различных социальных и политических сил. Чтобы превратить Республику Беларусь в страну динамичного и устойчивого развития, необходимо сформировать новую модель мышления, найти такие идеалы и цели, которые бы смогли сплотить общество на пути национального становления, демократизации общества. Накопленный страной опыт настоятельно требует осмысления пройденного и определения стратегических целей будущего развития. Назрела необходимость в выработке соответствующей новой идеологии государственности и общественного развития, которая смогла бы дать детальное обоснование стратегии развития государства.

Государство должно иметь устойчивую, независимую от конъюнктуры идеологию, обогащенную историческим опытом народа.

В условиях демократизации общества с одной стороны расширяется плюрализм идеологий, с другой возрастает проблема поиска оснований идентичности. В этих условиях выразителем и основным орудием реализации конкретных интересов, консолидации его может и должно стать государство. Совокупность идей, представлений и убеждений можно назвать государственной идеологией. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов становится доминирующим в ее формировании. Государственная идеология в демократическом государстве представляет собой не что иное, как концентрированное выражение интересов большинства граждан или национальных интересов.

Поскольку белорусская государственная идеология похваляется тем, что вобрала в себя лучшие достижения многочисленных идеологических доктрин Востока и Запада, то в ней выделяют следующие сущностные элементы:

1) здоровый консерватизм (стабильность в качестве высшей ценности);

2) умеренный либерализм (свободолюбие без экстремизма);

3) социал-демократизм, избегающий революционных крайностей (отстаивание общественных, всенародных интересов);

4) прагматический реализм (стремление к достижению возможного);

5) элементы взвешенного интернационализма и доброжелательного национализма (гармоничное сочетание любви к Родине и стремления к добрососедству и дружбе всех народов).

Именно за такую смесь лучших идеологических постулатов белорусскую государственную идеологию величают многовекторной, полицентричной и плюралистической.

Государственная идеология как особый вид политической идеологии также есть многоуровневый феномен: в ней можно выделить высший, средний и низший уровни проявления.

Высший уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального

научного аппарата. Средний уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это, прежде всего, конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные

программы, директивы, концепции, доктрины и т.п. Необходимо также обратить внимание на то, что в правовых документах идеи, принципы и положения государственной идеологии, предварительно артикулированные и оформленные в виде текстов различного рода общественно-политической литературы, приобретают характер предельно четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти. Поэтому государственную идеологию, считают аналитики, с полным основанием можно рассматривать и как предтечу права. Положенные в основу деятельности государства идейные постулаты, освященные его авторитетом и защищаемые им, «служат как бы прото-правом, пред-правом, поскольку способны при определенным стечении обстоятельств и большей степени формализованности и нормативности превратиться в собственно правовые нормы»[ ].

Низший уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируются содержание государственной идеологии – политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью,

произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п. Распространение государственной идеологии, как и любого иного вида идеологии, сопряжено с проблемой сохранения ее подлинного содержания, поскольку в процессе его усвоения широкими категориями населения могут происходить искажения изначального смысла. На массовом уровне практически неизбежным является

упрощение содержания идеологии и потеря ее существенных нюансов. Однако это не может явиться препятствием для пропаганды национально-государственной идеологии среди различных категорий граждан.

. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

- ориентационную - включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;

- мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;

- интеграционную - формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;

- амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;

- когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией;

- функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д.

4. Основные этапы становления идеологии белорусского государства

Этапы становления идеологии белорусского государства.

находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада - Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Глубокая интеграция Беларуси в общероссийский государственно-политический организм, экспансионистские претензии польской политической элиты также не способствовали созданию международных условий для реализации идеи белорусской государственности.

Поэтому до начала первой мировой войны Беларусь практически не входила в сферу геополитических интересов других государств. По этой причине белорусский вопрос (в отличие, например, от польского) оставался внутренним фактором Российского государства, соответственно, белорусское общественное движение, которое поднимало этот вопрос, отражало противоречия только всероссийской политической жизни. Объективно

предпосылки для включения белорусского вопроса в сферу международных отношений начали складываться только в ходе первой мировой войны и в период Февральской революции 1917 года в России. Однако во всей полноте вопрос о белорусской государственности и ее идеологическом обосновании встал перед белорусским народом после Октябрьской (1917) революции в России. В тот период проблема национальной государственности оказалась как бы в фокусе политической борьбы в Беларуси. И это было вполне закономерно, ибо в этот период началось создание национальной государственности белорусского народа.

После распада Советского Союза и провозглашения суверенитета Республики Беларусь вопрос об идеологии белорусской государственности приобрел новое значение. В последнее десятилетие в центре острейших дискуссий находятся вопросы, касающиеся прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. В современной идейно-политической борьбе особое внимание концентрируется на понимании прошлого белорусской государственности.

Имеет ли историческое и юридическое право Республика Беларусь считать себя наследницей и преемницей Великого княжества Литовского, Русского, Жемайтского (вторая половина XIII-XVI вв.)? Ответ на этот вопрос можно сформулировать так: в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов в начале XIII века Древнерусское государство распалось. На северо-западной его части во второй половине XIII века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV века стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемойтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий - от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшем доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а позднее более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV-XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли; правотворчестве, национальных обычаях и традициях, приверженности населения православному вероисповеданию. Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.). Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

Что касается вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Более того, она делала Речь Посполитая как государство менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык.

Названные два подхода к пониманию истории Беларуси и ее народа оказывали свое воздействие на формирование идеологии белорусской государственности на протяжении всего XX столетия. Они и сейчас влияют на ход реальных современных политических процессов в Республике Беларусь, а также и на формирование идеологии белорусского государства.

С падением самодержавия в феврале 1917 года, а затем в период Октябрьской революции и гражданской войны на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвинулся вопрос практического создания белорусской национальной государственности. Он привел к идейному противостоянию бывших союзников по политической борьбе. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусов, о характере будущего белорусского национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений. Вопрос стал буквально так: либо пойти по пути становления суверенного, независимого от других республик государства, либо - по пути создания белорусского государства в составе федерации равноправных национальных республик. В условиях революции и гражданской войны были сделаны попытки реализовать тот и другой подходы. Белорусская социалистическая грамада (БСГ), которая по существу являлась революционно-демократической партией социалистической ориентации, в условиях гражданской войны попыталась реализовать идею полной национальной независимости белорусского государства на основе парламентской демократии. Однако провозглашенная умеренными белорусскими социалистами 25 марта 1918 года Белорусская Народная Республика (БНР) в условиях немецкой оккупации, как утверждают многие исследователи, не была государственным образованием даже "в марионеточной форме".

В силу неблагоприятных для БНР внешнеполитических и внутренних обстоятельств, вдобавок к тому из-за непреодолимой изолированности ее деятелей от широких народных масс, увлеченных идеей советской государственности, БНР так и не смогла стать независимым, суверенным белорусским государством. Это было признано на 2-й Всебелорусской конференции, проходившей в октябре 1925 года в Берлине. В ее работе участвовали представители различных течений белорусской политической эмиграции. Участники конференции признали Минск - столицу БССР "единым центром политического и культурного возрождения Беларуси" и объявили о роспуске Рады и правительства БНР.

1 января 1919 года, как известно, была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР). Ее провозглашением был заложен прецедент создания политико-территориальной единицы с атрибутами белорусской государственности в рамках советского строя.

Второе провозглашение БССР произошло в июле 1920 года. О возрождении белорусской советской государственности было заявлено в "Декларации о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии", которая была принята 31 июля 1920 года в Договор 1922 года о создании СССР основывался на компромиссе между национальной автономией и сохранением централизованного государства, которое должно было стать средством осуществления революционного идеала. Этот идеал включал в себя возможность устранения как классов, так и наций. Следовательно, в момент создания союзного государства в теоретическом плане нация рассматривалась как некоторый пережиток. Государство, основывающееся на принципе пролетарского интернационализма, по крайней мере, в теории становилось "безнациональным". И действительно, в 30-е годы в политической практике понятие "национальный интерес" было устранено. Оно было возрождено только в годы Великой Отечественной войны.

Принцип ограничения суверенитета союзных республик вошел в Союзный договор, а затем в Конституцию СССР 1924 и 1936 годов. И хотя в Конституции СССР 1977 года теория ограниченного суверенитета не получила юридического закрепления, было зафиксировано положение о том, что "союзная республика - суверенное государство". В годы перестройки оно стало правовой основой движения за обновление Союза, стимулировало стремление к реализации идеи полного суверенитета республик. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете нашей республики. Декларация стала государственно-правовым актом о суверенитете БССР. И хотя Декларация заявила о том, что Беларусь выбрала собственный путь развития, в ней не предусматривался выход республики из Союза. Объявление независимости БССР было началом нового этапа самоопределения белорусского народа.На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.

Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров.