Политическая социализация личности
Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества. В ходе социализации на индивида может быть оказано целенаправленное воздействие (воспитание) и стихийное воздействие.
Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.
Человек не может уйти от мира политики, в ходе ПС он “врастает в мир политики”, он приобщается к политической культуре, нормам и ценностям.
Содержание ПС - это приобщение человека к нормам и традициям определенной ПСО, формирование навыков политического участия.
ПС может быть прямая и косвенная. Прямая - это непосредственно приобретение политических знаний и установок. Косвенная ПС - это усвоение политических знаний, навыков опосредованно, через какие-либо жизненные, порой даже бытовые ситуации (детство, семья).
Этапы политической социализации:
Политизация - у детей под влиянием оценок родителей формируются первичные представления о мире.
Персонализация - восприятие власти персонифицируется. Образцами власти становятся фигуры полицейского, премьера, президента.
Идеализация - главным политическим фигурам приписываются определенные качества и формируется эмоциональное отношение к ПСО.
Институциализация - переход от персонифицируемого восприятия политики к более абстрактному.
Мышление человека идет от более конкретных понятий к более абстрактным, также человеком воспринимается и мир политического. Человек усваивает различные нормы, ценности, включая и политические на протяжении всей жизни. Мировоззрение человека выполняет роль стержня - влияние общества наталкивается на мировоззрение человека.
Существует понятие ресоциализации - это процесс радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры. Как правило, это долгий и мучительный процесс для личности, связанный с внутренним конфликтом.
Агенты социализации:
К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты и организации, церковь, СМИ, отдельные политические события (революция, репрессии, выборы).
В различных обществах, в разные исторические эпохи есть разные агенты социализации. В традиционном обществе - это прежде всего семья и церковь. Сейчас - СМИ.
Взаимодействие всех агентов и направление их в 1 поток осуществляет государство, именно оно следит за их лояльностью политическому режиму, идеологии, политическим стандартам.
Человек формирует свои взгляды и свое отношение к политике на пересечении всех конкурирующих друг с другом процессов, организаций.
Функции ПС:
Определение политических целей и ценностей, к достижению которых стремится человек и которые он хочет постичь через политическое участие.
Формирование представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности конкретных действий в конкретной ситуации.
Определение отношения индивида к окружающей политической системе общества.
Вырабатывает отношение к политической символике.
Формирует способности к познанию мира.
Формирует убеждения и отношения, через которые воспринимается политическая жизнь.
В итоге ПС формируется тот или иной тип личности:
Гармонический - складываются нормальные отношения к институтам власти, уважительный подход к существующим в обществе порядкам, форме гос. устройства, есть стремление к выполнению своих гражданских обязанностей.
Гегемонистский тип - резко критическое отношение человека к любым политическим порядкам, власти, политической системе кроме тех, которые им одобряются. Данный тип претендует на особую роль в политической жизни общества.
Плюралистический тип - это демократическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других, готов изменить свои собственные взгляды, оценки, если их ошибочность будет доказана.
Конфликтный тип - он стремится к разжиганию противоречий, к достижению своих целей и интересов при противостоянии.
Конъюнктурный тип - его поведение и взгляды всецело зависят от ситуации, в которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных интересов. Этот тип беспринципен.
Особенности процесса политической социализации в разных странах
В США разветвленная система ПС. Процесс начинается с ранних лет жизни, с семьи. На начальной стадии происходит знакомство американцев с понятиями “президент”, “полицейский”, с гос. символами, с их значением и происхождением. В школе практикуются выборы органов самоуправления.
В средних классах складываются представления об американской Конституции, правовом статусе личности, исторических и политических деятелях (аспект - изображение портретов президентов на банкнотах - что еще является и механизмом экспансии американских идей).
Процесс продолжается в колледжах и университетах в ходе изучения конкретных предметов. Все это способствует гордости американцев за свою страну, подчас переходящей в самодовольство.
В ФРГ традиций ПС меньше, начинается с 1945 г., ее процесс был привнесен извне, оккупационными властями - Западом и СССР, а с 1989 г. - всецело Западом.
В Англии устойчивость ПС, традиционность ее символов - монархия, премьер-министр, парламент. Несмотря на кризисы института монархии она до сих пор существует как символ нации - отсюда вытекает возможность воспитания и приобщения к политике на ее основе.
Особенности политической социализации в России
В СССР система ПС была хорошо продуманной и разработанной. С рождения ребенок узнавал о значимых фигурах советской истории и современной ему эпохи - Ленине, Сталине, др. генеральном секретаре. Этому способствовали и революционные праздники. С детского сада ребенку становились известны гос. символы и их объяснение. С приходом в школу ребенка в 1 классе принимали в октябрята, одновременно рассказывали о биографии В.И. Ленина, но уже более подробно. Статус октябренка требовал хорошего определения и учебы. В классах среднего звена осуществлялся прием в пионеры - как правило, постепенно - от наиболее успевающих к наименее успевающим. Для приема в пионеры требовалось соблюдение определенных условий - посещения занятий, на которых изучалась история и атрибуты пионерии. Прием происходил в торжественной обстановке, чем подчеркивалась значимость события. В старших классах принимали в ВЛКСМ - что было своеобразной подготовкой к жизни, к вступлению в партию.
В условиях СССР и однопартийной системы не было оппозиции, никто не критиковал советские ценности и нормы - они были общезначимыми. На советские идеалы работали культура, воспитание, идеология.
В современной России с политической социализацией трудности. После крушения СССР прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, прежние нормы растоптали, а новые идеалы еще только формируются. При этом новые символы и ценности принимаются далеко не всем обществом, часть общества стоит на старых идеях, а часть отвергает и старое, и новое. Кроме того, в России впервые за последние 1000 лет нет объединяющей идеи.