logo
ответы на вопросы по консалтингу

23. Формирование избирательного штаба

Штаб – основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, признан реализовывать все основные функции предвыборной деятельности.

В связи с этим структура штаба выстраивается в соответствии с основными функциями. Формирование штаба должно быть закончено по основным фигурам примерно за один-два месяца до официального начала кампании. Практика показывает, что структура штаба строится, исходя из опыта и способностей включенных в него людей. Основное требование к ключевым фигурам штаба – полное доверие к ним со стороны кандидата. Необходимо также выполнить основные рекомендации по ролевой структуре и психологической совместимости членов штаба.

Так, хотя каждый человек в жизни выполняет массу ролей, в производственных отношениях он обычно тяготеет к одной или нескольким основным ролевым функциям.

Это такие функции, как деловой лидер, организатор, критик, исполнитель, эрудит, генератор идей, коммуникатор. Опыт показывает, что отсутствие какой-либо из перечисленных ролевых функций резко снижает эффективность групповой работы коллектива, так же, как и наличие в одном коллективе нескольких лидеров первой величины приводит к конфликтам и невозможности нормального выполнения поставленных перед коллективом задач.

Создание оптимальной ролевой и психологической структуры коллектива для таких временных коллективов, как штаб. имеет очень важное значение. Ведь штаб должен начать интенсивно [c.111] работать с первого дня после создания, и времени на притирку людей и характеров обычно не остается. Для формирования такого коллектива не обязательно приглашать профессиональных психологов. Но кандидат должен знать и учитывать, что мотивы работы в команде у людей разные и что даже его лучшие друзья не всегда способны пожертвовать и на короткое время личными амбициями ради блага кандидата.

Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух принципах: первый из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей, которые у них лучше получаются и к выполнению которых они лучше подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип – необходимость распределения между членами штаба всех основных функций и направлений деятельности.

Основные функции, которые штаб призван реализовывать, следующие:

- управленческая (планирование, организация, распределение работ, оценка, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, построение коалиций); - информационно-аналитическая; – рекламная, в т.ч. агитационно-пропагандистская; – связи с общественностью (паблик рилейшнз); – материально-техническое обеспечение; – работа с доверенными лицами; – юридическая; – сбор средств на кампанию; – финансово-бухгалтерская; – работа с активистами, добровольцами и привлекаемыми работниками; – безопасность.

Исходя из представленных основных функций, можно предложить следующую примерную структуру штаба избирательной кампании (см. рис. 1):

Примерная структура штаба избирательной кампании

Рис. 1.

Из сотрудников структурных подразделений штаба могут организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных, конечных но времени функций. Например, обычно создается группа стратегического планирования, которая и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и тактики, координации и разработки конкретных программ кампании.

В эту группу входят доверенные руководители структурных подразделений штаба. степень непосредственного участия членов [c.112] группы стратегического планирования в разработке различных программ существенно варьируется в зависимости от конкретных условий, но за группой всегда должны оставаться функции организации разработки и принятия ключевых решений по этим программам.

Безусловно, что исходя из конкретных возможностей и ресурсов. выполнение некоторых из необходимых функций штаба может осуществляться одним лицом. Ведь далеко не у каждою кандидата есть возможность создать полнокровный штаб.

Функции подразделений штаба

Примерный состав группы по стратегическому планированию может выглядеть так:

1. Кандидат 2. Руководитель кампании 3. Начальник штаба 4. Руководитель аналитической группы 5. Руководитель группы доверенных лиц кандидата 6. Ответственный за работу с добровольцами 7. Пресс-секретарь [c.113] 8. Руководитель фонда кандидата. 9. Руководитель группы рекламы и работы со СМИ.

Возглавляет группу стратегического планирования обычно сам кандидат, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения но кампании. Реально же организует работу группы обычно руководитель кампании. На практике многие должности н штабе и группе стратегического планирования совмещаются. что определяется людскими и материальными ресурсами.

Группа по стратегическому планированию является центром организации разработки и принятия ключевых решений кампании, инициирования формирования и координации разработки основных программ кампании. В некоторых кампаниях решение группы носит директивный характер по отношению к кандидату. Однако, с нашей точки зрения, только сам кандидат и никто иной должен принимать окончательные решения. Задача комитета – убедить кандидата ц правильности предлагаемого решения.

Функции группы стратегического планирования

– общее руководство кампанией; – подбор и расстановка кадров; – организация разработки и координации основных программ избирательной кампании; – формирование концепции, стратегии и тактики избирательной кампании; – разработка графика кампании и контроль за его исполнением; – разработка предвыборной платформы и программы кандидата; – формирование тактики и графика рекламной кампании; – обеспечение безопасности кампании (личной, информационной и т.д.).

Функции аналитической группы

– политическая и социально-экономическая диагностика округа; – изучение менталитета жителей округа; – мониторинг результатов воздействия проводимой агитационной кампании на рейтинг кандидата; – выявление реакции жителей на те или иные пропагандистские акции; – изучение оппонентов; – мониторинг кампаний конкурентов; [c.114] – мониторинг региональных и местных СМИ; – разработка электоральной карты региона; – специальные социологические и иные исследования (групп электората, ресурсов избирательной кампании и т.д.).

Функции группы рекламы, агитации и пропаганды

– разработка стратегии и тактики рекламной кампании кандидата; – разработка и исполнение плана агитационно-пропагандистских мероприятий; – создание информационных поводов для кампании кандидата; – развитие общественных связей кандидата, в том числе создание общественных приемных; – работа с представителями СМИ; – подготовка и размещение рекламных материалов в СМИ и уличной рекламы; – организация кампании “от двери к двери”, почтовой рассылки, телефонных обзвонов; – организация центров поддержки кандидата в районах региона; – подготовка и распространение контрпропагандистской продукции; – подготовка выступлений кандидата, доверенных лиц, активистов, тренинг выступлений; – заказ и распространение различных видов наглядной агитации (значки, майки, ручки и т.д.); – обеспечение штаба. доверенных лиц и команды стандартным набором рекламной информации и т.д.

Функции группы доверенных лиц

– договоры о встрече с кандидатом на предприятиях и по месту жительства избирателей; – встречи с избирателями (публичные выступления от имени кандидата); – доведение плана-графика выступлений кандидата и доверенных лиц (расписание встреч); – представительские функции от имени кандидата в различных административных единицах региона.

24. Группа материально-технического обеспечения

Основные направления работы: поиск и оборудование помещений под штабы (центральный и районные) и общественную приемную; решение вопросов обеспечения работников штаба, доверенных лиц и агитаторов транспортом и бензином; обеспечения штабов и общественной приемной оргтехникой и расходными материалами (картридж, бумага, скрепки, ручки и т.д.); обеспечение штабов и общественной приемной телефонной связью, в том числе сотовой; обеспечение центрального штаба телевизором, видеомагнитофоном, магнитофонами, радиоприемниками; обеспечение средствами для проведения массовых мероприятий (передвижной радиоузел, усилитель, мегафон, столики для размещения агитационной литературы, флаги, переносные растяжки, планшеты с агитацией за кандидата и т.д.; обеспечение штабов бытовой техникой (электрочайники, стаканы, ложки, вилки, ножи), а также минимум буфетной продукции (чай, кофе, вода, печенье).

25. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Разработка стратегии происходит в результате проведения определенных мероприятий. Для того чтобы провести диагностику предвыборной ситуации и спланировать PR-мероприя-тия, необходимо собрать информацию по нескольким направлениям, как то:

1) демографическая ситуация: численность населения, количество избирателей, половозрастной состав, данные о миграции, национальные группы, профессиональная разбивка по группам;

2) социальная сфера;

3) общеэкономическое состояние региона;

4) правовая сторона жизни региона;

5) научная сфера;

6) религиозная сфера;

7) культурная сфера: праздники, культурные события, традиции региона;

8) динамика избирательной активности;

9) сведения о возможности распространения информации и др.

При планировании избирательных кампаний не нужно собирать всю перечисленную информацию, необходимо отобрать особенно важную для определенного избирательного округа:

1) перед формированием стратегии необходимо провести диагностику избирательного округа, обследовать общественное мнение, проанализировать структуру электората и выделить целевые группы;

2) необходимо определить свои слабые и сильные стороны, изучить соперников;

3) выявить полный перечень ресурсов, которыми владеет избирательное объединение, разработать имидж для избирательного объединения и кандидата;

4) формализовать цели и концепцию предвыборной кампании.

Общая стратегическая линия разрабатывается в зависимости от уровня выборов, она должна быть готова за 1–2 года до выборов. На данном этапе существует несколько видов стратегий.

Крейсерская стратегия. Этот вид стратегии больше всего применяется теми кандидатами, которые являются однозначными лидерами с самого начала кампании и которые стремятся сохранить свои позиции в ходе проведения всей кампании. Эта стратегия предполагает плановость избирательной кампании, ровность темпа в течение всего времени в зависимости от уровня выборов.

Стратегия рывка. Эту стратегию используют те кандидаты, которые не известны большой аудитории в начале избирательной кампании. Суть стратегии состоит в рывке на ранней стадии, за несколько месяцев до выборов, который необходимо сделать кандидату. Для достижения этой цели на 10–14 дней покупается большое количество рекламного времени как в центральных, так и региональных теле– и радиокомпаниях, делается заказ на множество газетных публикаций, распространяется большое количество агитационной продукции. Проводятся поездки лидеров (кандидата) по регионам, громкие акции, пресс-конференции, съезды и т. д.

26. «Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации – по залогу или по подписям.

 Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа – это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

 Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.

«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

 Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.

Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

—     регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

—     выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;

—     выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

—     начало сбора подписей в поддержку кандидатов;

—     представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;

—     образование избирательных участков;

—     начало предвыборной агитации;

—     решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

—     собственно, сами выборы.