logo
УМК по ОСиП

4.Национальная безопасность.

Крушение СССР и вызванный им тотальный кризис нанесли мощный удар по российской государственности, подорвали привычный порядок. Россия оказалась в эпицентре глобальных перемен и превратилась в крупную зону нестабильности. Сегодня одной из важнейших проблем, стоявших перед нашей страной, является проблема национальной безопасности.

Таким образом, в современной науке преобладает расширенное понимание национальной безопасности, которая включает политические, экономические, социальные, экологические, военные, научно-технические, информационные аспекты.

Круг проблем национальной безопасности, сформулированных и осмысленных в рамках целостной теории, получил название концепции национальной безопасности России. После утверждения Указом Президента РФ от декабря 1997г. она получила статус государственного документа и превратилась в важный инструмент геополитики.

Концепция национальной безопасности РФ – политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей. Концепция национальной безопасности – это документ, принимаемый государство на определённый период. Исходя из концепции национальной безопасности, осуществляется текущая и долгосрочная политика, конкретные меры по обеспечению и защите интересов граждан, общества и государства.

Тема 2.11. Специфика социологического метода. Социальная стратификация. Прак. раб. № 3. «Итоговое практическое занятие по некоторым аспектам курса социологии».

1.Механизм проведения социологического исследования.

2.Теория социальной стратификации.

3.Стратификация Российского общества.

4.Слагаемые стратификации.

5.Исторические типы стратификации.

1.Механизм проведения социологического исследования.

Социальное исследование начинается с разработки программы. Она включает 3 раздела:

  1. Методологический.

    • Что изучать?

    • Зачем изучать и как?

  2. Методический (процедурный).

    • Какими методами получать информацию?

    • Как она будет обобщаться и в каком виде будет представлен результат.

  3. Организационный (рабочий график)

    • Распределение обязанностей внутри коллектива.

    • Распределение времени на различные виды работ.

    • Определение необходимых материально-финансовых ресурсов и затрат.

    • Контроль за ходом и качеством исследований.

Основная задача социологического исследования это добыча социальных фактов (социальный факт) каким-то образом фиксированный описанный фрагмент социальной действительности. Различают 3 вида социальных фактов:

  1. «Что делают люди» - поведенческие акты.

  2. «Что сделали люди» - продукты человеческой деятельности.

  3. «Что высказывают люди» - вербальные действия людей (мнения, взгляды, суждения).