4. Выборы и избирательная система Республики Беларусь.
Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Согласно законодательству государства, выборы являются всеобщими: право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет.В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия граждане, в отношении которых избрана мера пресечения — содержание под стражей.Избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Законодательство некоторых государств (Австрии, Бельгии, Италии и др.) предусматривает обязательностьучастия в голосовании и санкции за нарушение этого требования.
Конституция Республики Беларусь гарантирует избирателям и кандидатам на государственные должности свободумнений, убеждений и их беспрепятственное выражение, свободу информации.Подготовка и проведение выборов должны проводиться открыто и гласно. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, принимаемых решениях. Граждане вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий. В день голосования на избирательных участках могутнаходиться депутаты парламента, представители политических партий, трудовых коллективов, доверенные лица кандидатов, наблюдатели из других стран.
Избиратели имеют равное количество голосов; кандидаты избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.В соответствии с этим принципом создаются равные по численности избирателей округа (отклонение от средних показателей не может превышать 10 %). Каждый избиратель имеет один голос, включается только в один список для голосования, голосует лично. Бюллетень для голосования выдается избирателю после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь избираются гражданами непосредственно. Путем прямых выборов также избирается Глава государства.Совет Республики Национального собрания формируется путем косвенных выборов и назначения.
Контроль волеизъявления избирателей в ходе голосования запрещается, но это не исключает права избирателя высказаться о том, как он проголосовал.Бюллетень для голосования выдается лично избирателю, заполняется в кабине или комнате для тайного голосования, запрещается присутствие в ней посторонних лиц.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом.Избирательный кодекс предоставляет право выдвижения кандидатов политическим партиям, трудовым коллективам и гражданам путем сбора подписей избирателей.Кандидатов в депутаты Палаты представителей от политических партий выдвигают республиканские органы, имеющие организационные структуры в соответствующем избирательном округе.Партийных кандидатов в депутаты областных (Минского городского), районных, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов выдвигают руководящие органы партийных структур (областного, районного, городского уровня).Партия вправе выдвинуть по каждому избирательному округу по выборам в Палату представителей и соответствующий местный Совет депутатов только одного кандидата-партийца. Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от трудовых коллективов происходит на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах. Трудовой коллектив может выдвинуть одного кандидата в депутаты Палаты представителей и по одному кандидату в депутаты местных Советов депутатов (каждого уровня).Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей избирателей осуществляется инициативной группой (группой избирателей) в количестве не менее 10 человек, а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов — инициативной группой в количестве от 3 до 10 человек. Предложенную группой кандидатуру в Палату представителей по избирательному округу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих на территории этого округа. Кандидата в областной и Минский городской Совет депутатов должны поддержать не менее 150 избирателей, в местные Советы депутатов — меньшее число избирателей. Сбор подписей избирателей производится в установленном законом порядке.Расходы на подготовку и проведение выборов несет государство, общественные объединения, предприятия, учреждения,организации, граждане в соответствии с законом.
Проведение выборов депутатов Палаты представителей обеспечивают избирательные комиссии: центральная, окружные, участковые. Подготовку и проведение выборов депутатов местных Советов депутатов организуют: территориальные избирательные комиссии (областные, районные, городские, поселковые, сельские); окружные комиссии по выборам депутатов областных Советов; участковые комиссии.
Голосование об отзыве депутата производится в порядке,предусмотренном для избрания депутата, по инициативе неменее 20 % граждан, обладающих избирательным правом ипроживающих на соответствующей территории. Отзыв означает досрочное лишение депутата его мандата избирателями.
Институтом непосредственной (прямой) демократии в Республике Беларусь являются референдумы.Референдум — голосование граждан, обладающих избирательным правом, по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.
Условия проведения референдума и его процедура также регулируются законами государства. Могут проводиться обще.национальные и местные референдумы.
В Беларуси проведено в 1990-2000е гг. четыре референдума:
17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении СССР;
14 мая 1995 г. по вопросам, предложенным Президентом: о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; о досрочном прекращении Президентом полномочий Верховного Совета; об экономической интеграции с Россией;
24 ноября 1996 г. по двум (Президента и группы депутатов Верховного Совета) альтернативным проектам новой редакции Конституции страны.
17 ноября 2005 г. по изменению статьи Конституции, связанной с возможностью избираться на пост Президента неограниченное число раз.
Избирательная система страны апробирована в политическом процессе. Накопленный опыт, как свидетельствует общественное мнение, выявил ее слабые стороны и недостатки, что требует демократизации выборов, совершенствования законодательства. Суть заключается в следующем:
система нуждается в «гармонизации» с международными стандартами выборов;
нарушается принцип равных возможностей кандидатов;
искусственно усложнен процесс выдвижения кандидатов от политических партий и других общественных объединений;
более «прозрачной» (открытой) для общественности должна быть процедура голосования и подсчета голосов, поскольку нынешний порядок не исключает возможности злоупотреблений;
требуют расширения и конкретизации права наблюдателей за избирательным процессом.
- Тема 9. Представительство и выборы
- 1. Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы.
- Порядок выдвижения кандидатов.
- Тип голосования.
- 2. Понятие и типы избирательных систем.
- Достоинства и недостатки мажоритарных систем
- Достоинства и недостатки пропорциональной системы
- Смешанные избирательные системы
- 3. Основные принципы свободных демократических выборов.
- 4. Выборы и избирательная система Республики Беларусь.