16.Православие и политика
В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений. В других случаях подобная поддержка была следствием давления государства или политических структур и обычно вела к разделениям и противоречиям внутри Церкви, к отходу от нее части нетвердых в вере людей.
В XX веке священнослужители Русской Православной Церкви являлись членами некоторых представительных органов власти, в частности, Государственной Думы Российской Империи, Верховных Советов СССР и Российской Федерации, ряда местных советов и законодательных собраний.
В 1919 год^ святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны».
С благословения Священного Синода в 1988 году ряд архиереев и клириков заняли депутатские места в республиканских, областных и местных советах депутатов СССР. Но Архиерейский Собор признал данное разрешение Священного Синода имеющим отношение только к минувшим выборам. На будущее же был принят порядок, в соответствии с которым вопрос о целесообразности участия представителей духовенства в выборной кампании должен в каждом конкретном случае предварительно решаться Священным Синодом.
Неучастие церкви в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами. В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.
Однако в историческом аспекте православная церковь всегда тесно взаимодействовала с государством и зачастую оказывала решающее влияние на политику.
Византия, а впоследствии Россия, пытались наполнить старую государственную форму монархического правления новым христианским содержанием. Поскольку Православная Церковь многие века существовала при монархическом строе, то богословское осмысление и обоснование монархии было неизбежно. Тем более что с принятием в 313 году императором Константином христианской веры Церковь сначала получает привилегии, а затем становится государственной.
В России монархические идеалы нашли свое выражение в известной триаде министра народного просвещения графа С.С.Уварова: “Православие, самодержавие, народность”, которая подчеркивала единство религиозного и государственного начал. Глава государства - это царь, власть которого получила освящение в особом церковном ритуале. Идеальные отношения между царем и подданными строились как в хорошей семье: не на законе, а на доверии и любви. Идеал гласил, что царь - это отец, а граждане - его дети, от которых требуется послушание воле монарха. “В основе монархизма как проявления народного сознания лежало восприятие царя как помазанника Божия. Народ передавал свою волю во власть воли Высшей, которая наделяла властью монарха. Но при этом и сам царь осуществлял государственное служение как послушание, отрекаясь от личной воли”. Этот идеал формирует представление о монархии как о политической форме, наиболее соответствующей православию, и даже сегодня свойственен некоторым группам верующих .
Подводя итог, можно сказать, что христианская религия провела десакрализацию государства. Политическое и религиозное начала были разведены: “Кесарю кесарево, Божие Богу”. Разделение властей на духовную и политическую для христианства принципиально. Церковная власть качественно отличается от государственной. Светская власть предписывает, духовная власть убеждает. Христианство всегда признавало самобытность государства, его необходимость для ограничения зла в мире. Область религиозной мысли и практики исключалась из-под контроля светского правителя. История доносит многочисленные свидетельства об отпоре церковных иерархов от попытки кесарей использовать свою верховную власть в религиозной сфере. Церковные и государственные власти пересекались и взаимодействовали, однако Церковь отстаивала свою независимость от государства в религиозной сфере, защищала свою свободу от контроля светских правителей, никогда не отказываясь от своего духовного верховенства и оставаясь нормообразующим институтом, создающим ценности. Идея свободы Церкви от государственного контроля представляет собой важную часть современного понятия религиозной свободы.
Протестанти́зм или протеста́нтство—
одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.В настоящее время существуют как консервативная форма протестантизма, так и его либеральная форма.Присутствуют и иные различия во взглядах и практиках от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. Протестантизм возник в средневековой Европе в качестве оппозиции к Католической Церкви, в ходе движения Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века. Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения. Как такового единого центра протестантизма не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью. В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах.В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов и других протестантских деноминаций. Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении. Теология протестантизма прошла в своем развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (М. Лютер, Ж. Кальвин), непротестантская или либеральная теология XVIII - XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), "теология кризиса" или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная или "новая" теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).
- Блорусско-польские отношения
- Взгляды Чаадаева
- Византизм Леонтьева
- Данилевский «Россия и Европа»
- Западничество в современной России
- Западнорусизм
- Ислам – политический фактор в мн
- Концепция литвинизма
- Концепция серединной Европы
- Концепция Цымбурского.
- Концепция «Краевства»
- 14Пангерманизм
- Панслави́зм
- 16.Православие и политика
- Рб и Литва
- Хантингтон «Столкновение цивилизаций»
- 20 Цивилизационный подход в России
- 21. Цивилизационный проект