9. Курсовая работа
В соответствии с учебным планом студенты должны написать курсовую работу. Курсовая работа, с одной стороны, является формой самостоятельной работы студента, активизирующей процесс изучения и усвоения знаний по дисциплине «Теория управления», приобретения им профессиональных навыков и умений, с другой стороны, формой промежуточного контроля за качеством подготовки студента. Тема курсовой работы выбирается из предложенного списка, но может быть инициирована студентом и одобрена преподавателем. Преподаватель осуществляет научное и методическое руководство выполнением работы. Она должна быть объёмом не больше 23-25 страниц печатного текста. Допускается написание курсовой работы от руки чётким, понятным почерком (объёмом 28-30 страниц формата А4).
Курсовая работа должна иметь:
- титульный лист (с указанием названия агентства- Федеральное агентство по образованию, университета, кафедры, номера группы и Ф.И.О. студента);
- содержание (оглавление) с указанием страниц разделов и подразделов;
- список использованной литературы;
- приложения (если в них есть необходимость).
К курсовой работе предъявляются следующие требования:
1. Она должна содержать план и введение, обосновывающее выбор темы и подход автора к её изучению.
2. Основная часть должна состоять из трёх-четырёх разделов, логически раскрывающих содержание темы. Разделы должны содержать минимум описательной информации и максимум самостоятельных авторских выводов, аргументов. В конце каждого раздела помещаются основные результаты и обобщения.
3. В работе обязательно должны содержаться сноски на использованную литературу. Цифровые данные, выдержки из текста, цитаты, которые используются автором, обозначаются в строке цифрой-номером, а внизу страницы под чертой приводится полное описание реквизитов издания.
4. В работе особое внимание надо уделить эмпирической части (т.е. практическому исследованию проблемы, анализу ситуации на примере конкретной организации). В перечне тем курсовых работ представлены достаточно общие темы. Необходимо, самостоятельно адаптировать выбранную тему под практический анализ (на примере конкретной организации).
5. Курсовая работа должна иметь заключение, в котором излагаются общие выводы и результаты из исследования данной темы.
6. В работе приводится список использованной литературы. Список оформляется в соответствии с правилами библиографического описания (фамилия автора, название публикации, место и год издания).
Курсовая работа должна быть выполнена в течение семестра, сдана и защищена в назначенный срок- в декабре месяце. К экзамену по дисциплине студент допускается только после успешной защиты курсовой работы.
Тематика курсовых работ:
1. Организационные структуры управления: сущность, классические и новейшие формы, классификация видов, особенности и направления развития.
2. Организационно-административные методы управления: сущность методов, приёмы и способы реализации, типология форм и видов, технологии применения в современных условиях, тенденции развития
3. Экономические методы управления: сущность методов, приёмы и способы реализации, типология форм и видов, технологии применения в современных условиях, тенденции развития.
4. Социально-психологические методы управления: сущность методов, приёмы и способы реализации, типология форм и видов, технологии применения в современных условиях, тенденции развития.
5. Системный подход к управлению: сущность подхода, история появления и становления подхода в сфере управления, особенности и конкретные технологии реализации, возможности и эффективность системного подхода, тенденции и перспективы развития, связь с другими подходами и методами научного познания управления.
6. Процессный подход к управлению: сущность подхода, история появления и становления подхода в сфере управления, особенности и конкретные технологии реализации, эффективность процессного подхода, тенденции и перспективы развития, связь с другими подходами и методами научного познания управления..
7. Ситуационный подход: сущность подхода, история появления и становления подхода в сфере управления, особенности и конкретные технологии реализации, эффективность ситуационного подхода, тенденции и перспективы развития, связь с другими подходами и методами научного познания управления.
8. Информационное обеспечение процесса управления: значение и сущность информации, типология информации, источники информации, свойства информации, информационные технологии, виды информационно-управляющих систем.
9. Управление как процесс коммуникаций: понятие, виды и модели коммуникаций, коммуникация и информация, процесс коммуникации, коммуникационные сети и потоки, коммуникационные стили, коммуникационная политика, невербальные коммуникации.
10. Управленческие решения: понятие и сущность управленческих решений, их виды и классификация, значение управленческих решений и требования к ним, принципы принятия и реализации, роль менеджера в принятии управленческих решений
11. Технология разработки и реализации управленческих решений: основные принципы и этапы подготовки и осуществления управленческих решений, условия и факторы, обеспечивающие качество управленческих решений, организация и контроль исполнения управленческих решений.
12. Методы обоснования и принятия управленческих решений: сущность и классификация методов и подходов, анализ и прогнозирование в принятии решений, обоснование экономической эффективности управленческих решений, возможности моделирования и оптимизации управленческих решений, принятие управленческих решений в уникальных ситуациях.
13. Авторитарный стиль руководства: сущность и определение стиля, характерные черты стиля, стиль и особенности объекта управления, выбор стиля, стиль и характер менеджера, достоинства и недостатки стиля, специфика и особенности реализации в различных условиях управления, эффективность применения, возможности исследования, связь с другими стилями.
14. Демократический стиль руководства: сущность и определение стиля, характерные черты стиля, стиль и особенности объекта управления, выбор стиля, стиль и характер менеджера, достоинства и недостатки стиля, специфика и особенности реализации в различных условиях управления, эффективность применения, возможности исследования, связь с другими стилями.
15. Либеральный стиль руководства: сущность и определение стиля, характерные черты стиля, стиль и особенности объекта управления, выбор стиля, стиль и характер менеджера, достоинства и недостатки стиля, специфика и особенности реализации в различных условиях управления, эффективность применения, подходы и возможности изучения стиля, связь с другими стилями.
16. Эффективность управления: понятие эффективности, виды эффектов в управлении, подходы и методы оценки эффективности, количественная и качественная оценка эффективности, эффективность системы управления (в целом, кадрового состава, информации, техники и технологии управления, организационной структуры, функций управления), показатели, критерии и методики определения эффективности, факторы повышения эффективности.
17. Принципы управления: сущность, классификация, особенности применения.
18. Функция планирования в управлении: сущность планирования, формы и виды планов, уровни планирования, план и прогноз, информация и план, принципы и методы планирования, основные этапы и технология планирования, показатели качества планов, эффективность планов и планирования, связь с другими функциями управления, перспективы развития.
19. Функция организации в управлении: понятие организации как функции управления, уровни и формы организации, информация в организации, принципы и методы организации, основные этапы и технология осуществления функции организации, показатели эффективности организации, связь с другими функциями управления, перспективы развития.
20. Функция мотивирования в управлении: сущность мотивации и стимулирования, определение функции мотивирования, классификация стимулов и мотивов в управлении, принципы и методы осуществления функции мотивирования, основные этапы и технология осуществления функции мотивирования, эффективность осуществления организации, связь с другими функциями управления, перспективы развития.
21. Функция контроля в управлении: сущность контроля, определение функции контроля формы и виды контрольной деятельности, информация и контроль, принципы и методы осуществления контроля, основные этапы и технологии осуществления контроля, показатели эффективности контроля, связь с другими функциями управления, перспективы развития.
22. Новая парадигма управления в России и за рубежом: общее и особенное. Новые требования к профессионализму управленческих работников.
23. Цели и функции теории управления. Управление как наука и искусство. Управление и менеджмент.
24. Классификация видов управления: государственное, политическое, экономическое, социальное. Управление и самоуправление.
25. Научный период в становлении теории управления. Формирование теоретических взглядов, идей и концепций в рамках экономической теории в новое время: идеи А. Смита, Р. Оуэна, Д. Риккардо, К. Маркса, Ф. Энгельса.
26. Складывание школы науки управления или количественных методов в управлении (1950-е-настоящее время).
27. Роль научных исследований Л. Берталанфи, Н. Винера, П. Друкера, Л. Эрхарда. Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР. Управленческие идеи Н.Д. Кондратьева, П.М. Керженцева, А.К. Гастева, В.В. Немчинова,С.Г. Струмилина, В.В. Леонтьева, В.В. Новожилова, В.М. Глушкова, Н.П. Федоренко, Г.Х. Попова, В.Г. Афанасьева, Л.И. Аганбегяна., Шаталина С.С.
28. Важнейшие принципы управления: целеполагание, делегирование полномочий, сочетание вертикального и горизонтального разделения управленческого труда, оптимизация, правовая защищённость управленческого решения и др.
29. Принципы построения организационных структур. Стратегия и тактика в сфере управленческой деятельности. Понятие, сущность и классификация технологий управления. Сетевой график и технологическая карта процесса управления. Режим управления.
30. Функция контроля и учёта деятельности в процессе управления. Роль менеджера в процессе принятия и реализации управленческих решений.
31. Характеристика социально-психологических методов управления. Эволюция методов управления. Самоуправление.
32. Социально-экономические и личностные характеристики менеджера. Концепции лидерского поведения. Условия и факторы результативной работы менеджера.
33. Значение и сущность информации. Роль информационных технологий в системе управления. Информационная инфраструктура. Программные средства систем управления. Аппаратные средства систем управления.
34. Коммуникации при самоорганизации системы управления. Формы и организация общения. Организация связи с общественностью.
35. Научная классификация регламентов в управлении. Характеристика основных регламентов. Разработка регламентов в управлении.
36. Социальная эффективность. Виды социальных эффектов управления.
37. Структура государственного аппарата. 2. Государственные должности в России. Государственная служба, управление и этика, специфические требования к государственному аппарату и его работникам.
38. Японская модель менеджмента: характерные признаки и отличия. Кризис японской модели экономики и управления. Китайский менеджмент: специфика и тенденции развития.
- Кафедра «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» теория управления
- 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» Лысьва, 2011
- 1. Организация самостоятельной работы
- 2. Цель изучения дисциплины:
- 3. Задачи изучения дисциплины:
- 4. Предметом изучения дисциплины являются следующие объекты:
- 5. Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 6. Содержание дисциплины
- 7. Содержание разделов учебной дисциплины
- Раздел 2. Эволюция управленческой мысли, создание и развитие научных школ.
- Тема 4. Зарождение и развитие научных знаний об управлении
- Тема 5. Возникновение и деятельность школ управления
- Тема 17. Состояние и перспективы развития менеджмента за рубежом
- Виды самостоятельной работы студентов
- Тематика докладов:
- 9. Курсовая работа
- 10. Программа экзамена
- 10. Рекомендуемая литература