Развитие молодежного парламентаризма в Чувашской Республике

дипломная работа

1.1 Политическая и общественная активность молодежи на рубеже XX и XXI веков, представление интересов молодежи в органах власти

"Открытая дискуссия по вопросам молодежного парламентаризма в России началась в марте 1999 г. в Институте молодежи (МосГУ) в рамках круглого стола "Молодежный парламент - механизм реализации молодежной политики, интересов молодежи через участие в выборах всех уровней". В январе 2003 г. в Рязани прошел I Всероссийский семинар-совещание "Развитие молодежного парламентаризма в Российской Федерации", ознаменованный выпуском материалов по его итогам об опыте работы молодежных парламентских структур в регионах России. Важной составляющей семинара-совещания стала разработка Рекомендаций по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации, на основе которых в дальнейшем были созданы молодежные парламентские структуры в большинстве субъектов Российской Федерации" [14].

"В 2004, 2005, 2006, 2007 гг. прошли Всероссийские форумы молодых парламентариев, где были подготовлены такие документы, как Рекомендации по взаимодействию молодежных парламентских структур с избирательными комиссиями разного уровня (2005 г.), Концепция по участию молодежи в развитии российских территорий (2006 г.). Они легли в основу развития молодежного парламентаризма. В 2002 году была создана Общественная молодежная палата при ГД РФ в 2004 году - Молодежная парламентская Ассамблея при СФ ФС РФ в 2005 году - зарегистрирован Центр развития молодежного парламентаризма в России (руководитель Центра - Худолеев Андрей Николаевич) В 2008 году - подписано распоряжение Правительства Москвы о создании первого в России Центра молодежного парламентаризма. В 2012 году - в Москве открыт Центр молодежного парламентаризма, курирующий деятельность Молодежного парламента города Москвы. В настоящее время запущен интерактивный интернет-портал всероссийского молодежного парламентского движения России" [14].

Привлечение молодежи к принятию управленческих решений является одним из приоритетных направлений молодежной политики. Молодежь в настоящее время практически не представлена в законодательной и исполнительной ветвях власти. Анализ представительства молодежи в органах власти показывает, что доля молодых людей в органах законодательной власти значительно меньше по сравнению с органами исполнительной власти. Это происходит в связи с объективными причинами (отсутствие опыта, образования) и с бюрократическими препонами.

На сегодняшний день властные решения принимаются без учета мнения тех, кому жить с последствиями данных решений. Нужно отметить, что сведения о возрастном составе лиц, выполняющих ответственные функции в разных сферах жизни, как правило, не публикуются. Реальная практика показывает, что молодежь слабо представлена и в других управленческих системах, обеспечивающих социальное, экономическое и культурное развитие страны. Данные социологических исследований показывают, насколько обострилась проблема преемственности поколений в сфере политики и управления делами государства и общества.

Участвуя в строительстве гражданского общества, в принятии управленческих решений современная молодежь ставит своей задачей уравновешение власти государства, частных лиц, независимых общественных организаций, создание системы всеобщей правовой грамотности, активное участие в законотворческой деятельности. Молодые люди быстрее приспосабливаются к стремительно изменяющимся условиям жизни общества, они начинают политическую жизнь в условиях, которых не знали представители старшего поколения, их ожидания и идеи устремлены в будущее.

Это означает продвижение задуманных государством реформ, распространение качественного законодательства через систему молодежных структур и непосредственного участия молодых людей в строительстве молодежного парламентаризма в России. Через Молодежные Парламенты современная молодежь может принять участие в процессе принятия важных политических и управленческих решений и реализации самостоятельных политических действий.

Государственная молодежная политика по-прежнему характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в главных чертах подтверждает верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне. Впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию системного корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовались подходы государства к реализации государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, на сегодняшний день в России большинство молодежи фактически не участвует в принятии политических решений в то время, как ранее существовала практика представительства молодежных общественных организаций в Верховом Совете СССР, кандидатуры выдвигались на региональных конференциях ВЛКСМ. И поэтому возрастной состав представителей законодательной власти был намного моложе, чем сейчас. "В Верховном Совете СССР представителей до 30 лет было 20%, до 35 лет -- 30%. То же самое наблюдалось и в республиках, и на местном уровне" [15].

В 90-е годы доля молодых людей, пытавшихся избираться в парламенты разных уровней, стремительно падала, падали и их шансы победить на выборах. В итоге молодежь до 30 лет составляет сегодня не более 3% среди депутатов парламентов всех уровней. Но молодежь -- это 1/4 населения Российской Федерации, и поскольку доля молодых людей среди парламентариев сравнительно невысока, одним из приоритетных направлений поддержки молодежных инициатив сегодня можно считать развитие молодежного парламентаризма. Это позволит внести существенный вклад в расширение спектра нормативно-правовой базы, регулирующей сферу интересов молодежи РФ.

В сравнении с цифрами советского периода современные 3% молодежи среди депутатов парламентов всех уровней выглядят более чем скромно. И говоря о реальном участии молодежи в законодательном процессе, может быть, стоит вернуться к практике квотирования мест в законодательных собраниях для молодежи.

Преодоление политической и социальной апатии молодого поколения возможно путем более активного объединения молодежи в органы самоуправления, ассоциации и Молодежные Парламенты. Суть этого подхода сводится к тому, чтобы молодежь сама участвовала в принятии решений, определяющих ее жизнь, и чтобы дистанция между государством и молодыми людьми, обществом и молодежью заметно сокращалась.

Существенным фактом, повлиявшим на развитие молодежного парламентаризма и молодежного парламентского движения, безусловно, стали социально-экономические и политические преобразования в Российской Федерации.

В Молодежном Парламенте Томской области был создан центр "Полития", в Республике Карелия "Клуб молодых политиков", в Красноярском крае -- университет "Молодежная политика", дискуссионный клуб "Молодой политик", которые ставят своей задачей проведение мероприятий с целью повышения эффективности работы Молодежных Парламентов.

Центр "Полития" сформировал отделы по политическому образованию молодежи и по социально-политическим исследованиям. Он готовит выступающих на различных конференциях, собраниях и иных мероприятиях. Отдел возглавляет председатель, избранный на собрании Молодежного Парламента.

Томская молодежь активно выступила также в качестве социального партнера в реализации проекта "Лидер XXI века". Съемка фильма о парламентариях и его распространение о позитивных инициативах и деятельности послужат хорошим примером политической активности томской молодежи для россиян.

"Молодой политик" провел знаковое заседание на тему: "2030: Ты, край, страна". Подобное заседание помогло студентам, старшеклассникам, представителям работающей молодежи и бизнеса сформировать четкую гражданскую позицию. В заседании клуба приняли участие представители региональных отделений политической партии "Единая Россия", СПС, "Яблоко", ЛДПР, КПРФ и других.

"Клуб молодых политиков" в Республике Карелия ставит своей задачей перерастание его членов в молодых парламентариев.

В ноябре 2005 года состоялся съезд организации в городе Воронеже. Организация была переименована в "Молодую гвардию Единой России".

Политическое сознание современной российской молодежи носит противоречивый характер. Наряду с недоверием к политическим институтам страны в сознании значительной части респондентов созревает понимание ценности государства. Наряду с пониманием частью молодежи важности молодежной самоорганизации имеется и нежелание принимать личное участие даже в тех молодежных организациях, которые должны отстаивать их корпоративные интересы.

Таким образом, активная в политике молодежь изучает, анализирует молодежные проблемы, умеет их решать, входя в представительную и исполнительную власти пока еще в небольшом количестве.

Молодежь убеждена, что критерием эффективности любой политики является рост благосостояния всех и каждого, обеспечивающий, в конечном итоге, богатство, славу и могущество государства.

Молодежь способна стать одной из главных движущих сил в построении цивилизованного гражданского общества.

Делись добром ;)