2.1 "Мягкая сила" в политике разных стран
Книга Ная "Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике", по сути, являет собой изящно завуалированную критику курса Дж. Буша-младшего (напомним, книга увидела свет в 2004 г.) с позиций политической теории. Главный пафос несогласия автора адресован республиканской политике односторонних действий и опоры на одностороннее военное превосходство. Если бы демократы победили на выборах 2004 года, то труд Дж. Ная вполне мог претендовать на роль своего рода "декларации ценностей" внешней политики американских либералов. Но верх взяли республиканцы, и эта работа оказалась вариантом альтернативного (по отношению к неоконсерваторам) видения стратегии и тактики международной политики США.
На страницах своего произведения Най приводит немало примеров политики администрации Дж. Буша в Ираке, считая эту политику квинтэссенцией всего ошибочного, что, по мнению Дж. Ная, накопилось в американской политике. Най возвращается к постулату, впервые сформулированному им еще в 1990 г. в работе "Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи" ("Bound to Lead: the Changing Nature of American Power"). Именно тогда им была высказана идея об абсолютном превосходстве США не только по показателям военной силы и экономического могущества, но и по параметрам несилового влияния на международные отношения. Последние Най и назвал "мягкой мощью" (или "мягкой силой"). Еще тогда Най считал, что коллегам-теоретикам школы "политического реализма" нужно отказаться от абсолютизации значения "жесткой мощи" (hard power) в мировой политике в условиях совершенно очевидного в конце 80-х гг. прошлого века ослабления биполярной конфронтации Филимонов, Г.Ю. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент "мягкой силы" США: [Текст] / Г.Ю. Филимонов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 4. - С. 69. .
Степень влияния soft power различается в зависимости от уровня социально-экономического развития общества, его восприимчивости к происходящим в мире событиям. Из процессов, усиливающих значимость soft power в мировой политике, следует выделить информатизацию: распространение информации ведет к расширению "зоны приема" сигналов, посылаемых через национальные границы.
Понимание Наем мировой политики - ключ к определению места и роли в ней "мягкой мощи". Для Дж. Ная мировая политика - "шахматная игра на трехмерной доске". Победу можно одержать, преуспевая как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Верхняя часть схемы - "классические" межгосударственные отношения на основе баланса силовых возможностей. В этой проекции мир видится автору однополярным.
Средний уровень характеризуется многополярностью - это экономические отношения между государствами. А на нижнем уровне находятся транснациональные элементы мировой политики: терроризм, международная преступность, экологические угрозы. Проигрывает тот, кто играет лишь в плоскости традиционных межгосударственных отношений. Не суждено преуспеть и тому, кто играет в трехмерном измерении, но использует "неадекватные" ресурсы и инструменты. Для победы на нижнем уровне как раз и требуется применение soft power Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 5. .
Дж. Най дает оценку американской ресурсной базе "мягкой мощи". Ее первый "столп" применительно к США - привлекательность американской культуры и образа жизни. Ученый указывает на лидерство США по таким показателям, как численность принимаемых эмигрантов, объем выпускаемой телепродукции, численность иностранных студентов в США и количество американцев среди нобелевских лауреатов в области физики, химии и экономики. Предлагается деление культуры на "массовую" и "высокую" (popular and high). Приведенные цифры показывают, что почти 80% респондентов из 43 стран мира восхищаются достижениями США в области науки и технологии (высокая культура), а около 60% - любят американскую музыку и телевидение. Второй "столп" soft power США - американская политическая идеология, полностью или частично ей симпатизирует половина опрошенных Сизов, В. Фактор силы в политике США: [Текст] / В. Сизов // Международные процессы. - 2009. - № 2. - С. 33. .
С точки зрения "мягкой мощи" Дж. Най считает европейские страны "вообще" ее единым центром глобального значения. Несмотря на отставание в военной и экономической области, Европа выступает серьезным конкурентом США в борьбе за умы и сердца. Европейские языки, восприятие Европы как оазиса процветания, самые высокие в мире показатели социально-экономического развития, а также французское вино, европейские курорты и швейцарская надежность - все это образы, относящиеся к культурной привлекательности Европы и европейцев. Политические ценности, их "мягкая привлекательность" и (что выгодно отличает Европу от США) ориентация европейских политиков на сотрудничество при решении международных вопросов с привлечением многосторонних институтов, акцент на невоенном решении конфликтов - устойчивые черты европейского имиджа в международном сообществе Власть, взаимозависимость и негосударственные субъекты мировой политики: [Текст] / под ред. Хелен В. Милнер и Эндрю Моравчика. - Принстон: Принстон Юниверсити Пресс, 2009. - С. 32. .
Среди азиатских стран Най много говорит о Японии, которая, по его мнению, обладает крупным ресурсом "мягкой мощи". Одно из лидирующих мест в мире по количеству зарегистрированных патентов, первое место по оказанию помощи зарубежным странам, наибольшая продолжительность жизни - таков выигрышный образ Японии в глазах мира. Отличительной чертой японской soft power, особенно в развивающемся мире, является ее успешный опыт модернизации, достижение сопоставимого с американским и европейским уровнем экономического развития без ущерба для самобытной японской культуры.
Любопытна корреляция между "мягкой мощью" и "жесткой мощью" Японии. Несмотря на экономический спад последнего десятилетия, привлекательность страны в целом выросла даже больше, чем в условиях экономического бума 1980-х годов. Еще популярнее стали японская бытовая техника, архитектура, мода, еда, искусство мультипликации. Явно улучшилось общее восприятия Японии. При этом главным ограничителем soft power этой страны Най считает внутреннюю ориентацию ее культуры на сохранение, консервирование особенностей ее деловой этики и образа жизни. Именно такая внутренняя установка мешает Японии претендовать на более широкое распространение ее влияния Истягин, Л. Влиятельный компонент "мягкой силы": [Текст] / Л. Истягин // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С. 119. .
Продолжая сравнения, Дж. Най отмечает, что главным фактором, сдерживающим влияние "мягкой мощи" Китая, является внутренняя политика КПК. А дополнительным ограничителем - нарастающие опасения в США перед КНР как потенциальным соперником Америки.
Особую ценность представляет анализ "мягкой мощи" негосударственных акторов мировой политики. Существуя в "другом измерении" международных отношений, негосударственные субъекты оказывают непосредственное влияние на мировые процессы, зачастую пользуясь почти исключительно ресурсами soft power. Например, международная организация "Human Rights Watch" опубликовала в 2003 г. доклад, в котором содержалась жесткая критика американской стратегии борьбы с терроризмом. В течение последующих 10 дней в мировых СМИ было зафиксировано 288 упоминаний этого доклада и организации Капицын, В.М. Космополитизм - компонент "мягкой силы" и глобального управления: [Текст] / В.М. Капицын // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2009. - № 10. - С. 70. . Фактически этот материал стал на время определять направленность глобальной политической дискуссии. О степени влияния неправительственных организаций свидетельствуют и данные опроса, показавшего 42-процентный рейтинг доверия к ним в европейских странах. Возникновение сетевых субъектов и информационная революция заметно усилили эффективность воздействия "мягкой мощи" негосударственных субъектов Валовая, М.Д. Политика. Учебник: [Текст] / М.Д. Валовая. - М.: Магистр, 2008. - С. 33. .
Soft power нетрадиционных акторов может входить в прямое столкновение с политикой и идеологией государственных субъектов. Пример тому - замалчиваемый и плохо осознаваемый рост привлекательности терроризма (это автор признает), вольная или полусознательная популяризация которого в СМИ (а об этом автор не пишет) увеличивает угрозы национальной и международной безопасности Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 90. .
Най рассматривает пути наращивания потенциала американской "мягкой мощи". Наиболее эффективный из них - публичная дипломатия (public diplomacy). Центральная роль в ее осуществлении принадлежит информационному ресурсу и контролю над информационными потоками. Дж. Най выделяет три измерения публичной дипломатии:
· Первое - ежедневное направленное освещение американских внешнеполитических акций.
· Второе - "стратегическое общение", под которым подразумевается фокусированное обсуждение наиболее важных для США политических тем.
· Третье - развитие прямых контактов с иностранной аудиторией посредством системы обменов, программ научных стипендий, которые позволяет зарубежным гражданам лично знакомиться с Соединенными Штатами. Автор указывает, что среди 700 тыс. лиц, посетивших США после 1945 года, были такие ставшие "проамериканскими" политики, как М. Тэтчер, А. Садат и Г. Шмидт Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 95. .
Следует отметить, что с приходом к власти новой администрации во главе с Б. Обамой, во внешней политике США наметились (во всяком случае, это было продекларировано) некоторые подвижки. Говоря о подвижках во внешней политике США, прежде всего имеется в виду ключевая концепция нового руководства Госдепартамента США, которая предусматривает широкое использование рычагов "мягкой силы". Именно эту идею Хиллари Клинтон настойчиво озвучивала во время слушаний в Конгрессе по утверждению ее в должности Государственного секретаря США. В частности, она не раз повторила, что Вашингтон "в своей внешней политике должен опираться больше на мягкую силу (soft power), чем на жесткую (hard power)" Валлерстайн, И. "Постамериканский период" мировой истории: [Текст] / И. Валлерстайн // Международные процессы. - 2009. - № 3. - С. 40. . Согласно новой стратегической доктрине администрации президента Обамы, в сложный период финансово-экономического кризиса Америка должна запустить процесс "перезагрузки" отношений, причем не только с Россией, но и с остальным миром. Конечно, это вовсе не означает, что Соединенные Штаты собираются отказаться от своей "глобальной миссии" по распространению демократических ценностей по всему свету, однако президент Барак Обама твердо намерен изменить тактику своего предшественника Джорджа Буша, который в основном полагался на "жесткую силу" американского могущества - то есть на способность "убеждать" оппонентов, используя в основном военное превосходство и экономическую мощь Соединенных Штатов Америки Козырев, Г.И. Политология: Учеб. пособие: [Текст] / Г.И. Козырев. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - С. 167. .
Сама по себе идея распространения собственного влияния на окружающий мир посредством "мягкой силы" не является такой уж новой. Так, у США и Запада в прошлом был очень удачный исторический опыт применения "мягкой силы", в частности, во времена "холодной войны". Несомненным успехом такого подхода можно назвать радиовещание "Голоса Америки", радио "Свобода", "Би-Би-Си", а также "Самиздат" - издание за границей запрещенной в СССР литературы Алексеева, Т. Насилие и демократия в политике США: [Текст] / Т. Алексеева // Международные процессы. - 2008. - № 2. - С. 33. .
В целом, властные ресурсы любого государства одной лишь военной или экономической мощью никогда не исчерпываются. Желаемых результатов во многих случаях можно добиться и при помощи других факторов, таких как: духовная и материальная культура, исповедуемые в обществе политические принципы, качество проводимой внешней (и внутренней) политики и т.д. Эти дополнительные факторы в идеальном исполнении безотказно работают на повышение привлекательности образа (имиджа) страны, они-то и формируют тот самый особый ресурс, определяемый Наем как "мягкая сила". По мнению американского исследователя, современные тенденции развития цивилизации таковы, что значение "мягкой силы" в общем властном балансе каждого государства будет неминуемо возрастать. Прежде всего, потому, что даже самые крупные и развитые государства больше не могут позволить себе решать собственные и международные проблемы исключительно военными средствами. Во-первых, из-за взаимного переплетения экономик, в результате чего применение некоторых форм современного оружия, прежде всего, ядерного, теряет всякий смысл. А во-вторых, вследствие резкого "снижения значения военной доблести и славы в шкале ценностей современных постиндустриальных обществ", воевать за чьи-то не всегда понятные интересы сегодня особенно никого и не заставишь. Поэтому, считает Най, в нынешнюю эпоху информационной революции фактор привлекательности той или другой страны может иметь гораздо большее значение, чем самое сокрушительное военное превосходство. Да и просто здравый смысл подсказывает - используя "мягкую силу" можно существенно сэкономить, сократив огромные издержки, связанные со стимулированием других государств (и их лидеров не в последнюю очередь) к необходимым действиям исключительно путем материального поощрения Дугин, А.Г. Проект "Евразия": [Текст] / А.Г. Дугин. - М.: Эксмо, Яуза, 2004. - С. 80. .
Говоря о природе "мягкой силы" применительно к Соединенным Штатам, Най прежде всего обращает внимание на роль американских образовательных центров, служащих точками притяжения для студентов из разных государств. Значительное количество выпускников американских университетов, составляющих государственные элиты других стран, формирует крайне важный ресурс благожелательного отношения к Америке за ее рубежами. Кроме того, по мнению Ная, не меньший вклад в формирование "мягкой силы" США по-прежнему может внести и американская массовая культура, в лучших образцах которой присутствуют "послания свободы, раскрепощения и демократизма", что так или иначе находит отклик у жителей разных стран и представителей различных культурных традиций. В итоге Джозеф Най утверждает: "Когда ты можешь побудить других возжелать того же, чего хочешь сам, тебе дешевле обходятся кнуты и пряники, необходимые, чтобы двинуть людей в нужном направлении".
Концепция "мягкой силы", предложенная Наем, выглядит достаточно привлекательно в первую очередь для самих американцев, которые за восемь лет правления администрации Дж. Буша устали от противостояния если не со всем миром, то по крайней мере со значительной его частью. Потому победившим на президентских выборах демократам так срочно и понадобилась "перезагрузка", целью и смыслом которой является изменение имиджа Америки в лучшую сторону. При всем этом американцы не настолько наивны, чтобы полагаться исключительно на "мягкую силу", чего Джозеф Най, собственно, и не скрывает: "Кончено, мягкая сила не может решить всех проблем. Даже если северокорейский диктатор Ким Чен Ир любит смотреть голливудские фильмы, это вряд ли скажется на его программе по созданию ядерного оружия. Точно так же с помощью мягкой силы не удалось добиться отказа правительства Талибан от поддержки аль-Каеды в 90-ых годах ХХ века. Чтобы положить конец этому альянсу пришлось применить грубую военную силу. Но таких наших целей, как содействие развитию демократии и прав человека, легче достичь с помощью мягкой силы. У принудительной демократизации есть свои пределы. " Най, Джозеф С. Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике. - С. 107. .
Итак, несогласие с ориентацией Вашингтона на принуждение и угрозы, практика игнорирования "более тонких" материй внешнеполитического влияния - такова сквозная идея книги Ная "Мягкая сила. Слагаемые успеха в мировой политике". В книге немало практических советов по вопросам современной мировой политики и внешней политики США, смысл которых - в поиске путей укрепления "мягкой мощи" США и повышения эффективности ее использования.
- Введение
- Глава 1. Основные положения концепции "мягкой силы" ("soft power")
- 1.1 Личность Джозефа С. Най-младшего и формирование его политических взглядов
- 1.2 Понятие "мягкая сила" ("soft power")
- Глава 2. Место и роль "мягкой мощи" в мировой политике
- 2.1 "Мягкая сила" в политике разных стран
- 2.2 Идея приоритета "мягкой силы" в политике России
- Заключение