logo
Анализ региона Марий Эл

2. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (ПОСЛЕ 1991 г.)

Исследуем политическую историю Марий Эл. Выборы в Государственное Собрание Республики Марий Эл I созыва в 1993 году проходили по одномандатным округам и общереспубликанским партийным спискам. За 22 места в одномандатных избирательных округах боролись 124 кандидата. Кроме того, на 8 мест по общереспубликанским спискам претендовали 9 партийных, общественных организаций и движений. По итогам выборов наибольшее число голосов получили: «Аграрная партия» -- 22,5%, территориальная организация КПРФ -- 13,1%, Марийская организация экологического движения «Кедр» -- 10,5%, Общественно-политическое движение «Достоинство и милосердие» -- 7,6%, Марийское отделение Всероссийского объединения «Предприниматели за новую Россию» -- 7,5%, Общественно-политическое движение «Марий Ушем» -- 7,1%, Марийская организация Республиканской партии России -- 6,7%.

«Аграрная партия» завоевала в Государственном Собрании республики два места, остальные по одному. Состав депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл в целом отражал объективные реалии нашего общества. В нем были представлены разные слои населения, партии и движения, соблюден принцип преемственности - 11 человек были депутатами бывшего Верховного Совета http://parlament.mari.ru.

Таким, образом, 12 декабря 1993 года в Республике Марий Эл завершено реформирование представительных органов власти. Вместо Верховного Совета Республики Марий Эл, состоявшего из 150 народных депутатов, избрано Государственное Собрание в составе 30 депутатов, которое являлось высшим представительным и законодательным органом Республики Марий Эл на период Конституционной реформы и избиралось сроком на два года. Существенные изменения произошли в Законе о выборах. В отличие от выборов в Верховный Совет одно и тоже лицо не могло быть одновременно депутатом представительного органа местного самоуправления. Депутатами Государственного Собрания не могли быть также лица, входящие в состав Правительства Республики Марий Эл, аппарата Президента и Правительства, руководители ведомств Республики Марий Эл, главы администраций сельсоветов, поселков, районов и городов и лица, входящие в состав соответствующих администраций http://parlament.mari.ru.

Первая сессия Государственного Собрания состоялась 6 января 1994 года. На ней был утвержден временный регламент, определяющий порядок работы до принятия новой Конституции Республики Марий Эл. Депутаты на альтернативной основе тайным голосованием избрали Председателя Государственного Собрания. Им стал депутат от Сомбатхейского округа №17 г. Йошкар-Олы Анатолий Анатольевич Смирнов, ранее работавший заместителем председателя Фонда имущества республики. Заместителем Председателя Государственного Собрания была избрана депутат от Мари-Турекского избирательного округа №6 Нина Максимовна Кряжевских. Государственное Собрание осуществляло свою деятельность в форме сессий и заседаний постоянных комиссий. Было образовано 6 постоянных комиссий: мандатная (Н.М. Кряжевских),; по законодательству и законности (Ю.А. Винокуров); по бюджету, налогам и платежам (Пушкарев А.А.); по вопросам социального развития и социальной защиты (Петухов Г.Н.); по вопросам экономического развития, предпринимательства и приватизации (Шагиахметов Д.Г.); по межгосударственным отношениям и работе с органами местного самоуправления (Максимов Г.В.). Для принятия предварительных организационных решений, касающихся распорядка деятельности высшего представительного и законодательного органа, был сформирован Президиум Государственного Собрания Государственного Собрания в составе семи депутатов: Председателя Государственного Собрания, его заместителя, являвшегося одновременно председателем Мандатной комиссии и других председателей постоянных комиссий http://parlament.mari.ru.

Также в ходе работы Государственного Собрания, были образованы дополнительно на правах постоянных временные депутатские комиссии - по осуществлению контроля за реализацией Закона и Программы приватизации в Республике Марий Эл (председатель Л.А. Яковлев) и по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления в Республике Марий Эл (председатель А.С. Казимов). Кроме того, при Государственном Собрании был образован экспертный совет. Он являлся консультативно-совещательным органом. В его задачи входило проведение экспертиз проектов законодательных актов, вносимых на рассмотрение Государственного Собрания, подготовка заключений и предложений по ним, оказание помощи в организации учебы депутатов по экономическим, правовым и другим вопросам. В состав экспертного совета входили ведущие специалисты и ученые республики в области право, экономики, финансов и др http://parlament.mari.ru.

24 июня 1995 года произошло знаменательное событие в жизни республики - Конституционное Собрание приняло Новую Конституцию Республики Марий Эл. В состав Конституционного Собрания во главе с президентом республики В.М. Зотиным входили: депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранные от Республики Марий Эл; депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл; главы местного самоуправления районов и городов; депутаты районных (городских) собраний в количестве, равном числу депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, избранных от данного района (города).

Согласно новой Конституции высшей ценностью общества провозглашался «Человек, его права и свободы» http://parlament.mari.ru. Было узаконено многообразие форм собственности, свобода слова, право на свободный труд, равенство всех представителей общества перед законом. В Конституции закреплялось, что Государственное Собрание является высшим представительным и законодательным органом власти Республики Марий Эл и избирается сроком на 4 года. Состав депутатского корпуса для следующего созыва увеличился с 30 депутатов до 67, по одномандатным округам с равной численностью избирателей -50 депутатов, а 17-из расчета по одному депутату от каждого района, города республиканского значения http://parlament.mari.ru.

Выборы депутатов Государственного Собрания второго созыва состоялись 6 октября 1996 года, обеспечили необходимую преемственность в работе марийского парламента. В новом составе было образовано 8 постоянных комиссий. Функции коллективного управления парламентом осуществлялись через Президиум Государственного Собрания. Новым Председателем Государственного Собрания стал известный в республике политик и хозяйственный руководитель М.М.Жуков. Были образованы депутатские группы: «Народовластие», «Единство», «Село», «Здоровье», «Возрождение», «Регионы», объединявшие парламентариев по профессиональному признаку и политической ориентации. Само по себе это явление для парламентской практики не новое и является показателем более высокого уровня политической и парламентской работы, свидетельством профессионализма.

Выборы в Государственное Собрание третьего созыва состоялись 22 октября 2000 года, которые продемонстрировали зрелость политической культуры избирателей и обеспечили необходимую преемственность в работе марийского парламента.

Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл третьего созыва- депутат от Зарубинского избирательного округа №19 г. Йошкар-Олы Юрий Александрович Минаков, его заместители - депутат от Марисолинского избирательного округа №59 Сернурского района Евгений Викторович Пайдышев и депутат от Первомайского избирательного округа №32 г. Йошкар-Олы Валерий Алексеевич Лоскутов. Президент и Государственное Собрание республики получили право делегировать в верхнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации - Совет Федерации своих представителей, которыми стали А.П. Торшин, заместитель председателя Совета Федерации, и И.В. Ломакин-Румянцев (в 1995 - 2000 годы членами Совета Федерации являлись Президент и Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл).

В Государственном Собрании Республики Марий Эл третьего созыва образовано 10 постоянных комиссий и 4 депутатские группы. Депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл всех созывов внесли свой вклад в налаживание связей между республиками и областями Российской Федерации.

Исследуя и анализируя деятельность представительной и законодательной властью Республики Марий Эл особо отмечается проделанный путь, в становлении основ парламентаризма и демократии в республике. Достижения политической культуры, общепринятой в цивилизованном мире стали доступными для граждан Республики Марий Эл.

марий демографический политический власть